-создать эмоциональный характер общения педагога с детьми, а также детей друг с другом;
- заботиться об эмоциональном благополучии каждого ребёнка.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам разработать диагностическую программу, направленную на выявление особенностей общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Разработанная нами диагностическая программа была использована на констатирующем и контрольном этапе формирующего эксперимента с целью констатации анализа качественных и количественных характеристик экспериментального изучения общения старших дошкольников со сверстниками.
На основании результатов, полученных в ходе проведенной диагностики на констатирующем этапе, нами была составлена программа развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры. Данная программа состоит из трёх блоков, направленных на: повышение сплоченности в группе, создание положительного микроклимата в группе (10игр); развитие эмпатийных форм общения и эмоционального отношения к людям (17 игр); развитие диалогического общения и коммуникативных умений (28 игр). Игровой материал реализовался комплексно, с ведущим значением третьего блока.
Сравнительный анализ результатов диагностики констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет говорить об эффективности разработанной нами программы развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры. По исследуемым нами направлениям таким, как: изучение межличностных взаимоотношений в группе; выявление и изучение особенностей диалогического общения старших дошкольников: культуры речи, речевых коммуникативных навыков; выявление и изучение уровней проявления эмпатии и эмоционального отношения к сверстнику прослеживается положительная динамика результатов от констатирующего этапа эксперимента к контрольному.
Программа развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры способствовала: развитию диалогического общения, коммуникативных умений и навыков; повышению степени сплоченности в группе; формированию чувства принадлежности к группе; созданию положительного микроклимата в группе; выработке доброжелательного отношения друг к другу; способствовала развитию доверительной атмосферы в группе; развитию эмпатийных форм общения и эмоционального отношения к сверстнику, понимания друг друга; обучению умению внешне выражать свои эмоциональные проявления и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Проведенное нами исследование носит практико-ориентированный характер - разработана и апробирована программа развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры, которая может быть использована практическими психологами образования, работающими с данной возрастной категорией в условиях дошкольного образовательного учреждения и курсов подготовки ребенка к школе адекватного обучения.
Таким образом, все поставленные задачи были реализованы, гипотеза подтверждена.
В дальнейшем в исследовательской работе планируется изучить особенности общения со сверстниками с позиции гендерных особенностей; раскрыть специфику подготовки педагога к руководству межличностным общением детей и взаимоотношениями в группах детей дошкольного возраста.
Образование, педагогика, воспитание:
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями, обучающихся в специальной
образовательной школе – интернат VIII вида
В словаре по социальной педагогике Л.В. Мардахаева, выделено понятие лицо с ограниченными возможностями – это лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. В учебнике Н.М. Н ...
Технология педагогических мастерских
Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой строить свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как свои приобретением. Этот подход к образованию не раскрыв ...
Учебные кинофильмы на уроках
Учебное кино – самое популярное из всех технических средств обучения, применяемое в рамках видеометода. Учебное кино можно с успехом включать в урок в тех случаях, когда необходимо: показать (или смоделировать) явления и процессы (реже предметы), увидеть которые невозможно вообще или без особой тех ...