-создать эмоциональный характер общения педагога с детьми, а также детей друг с другом;
- заботиться об эмоциональном благополучии каждого ребёнка.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам разработать диагностическую программу, направленную на выявление особенностей общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Разработанная нами диагностическая программа была использована на констатирующем и контрольном этапе формирующего эксперимента с целью констатации анализа качественных и количественных характеристик экспериментального изучения общения старших дошкольников со сверстниками.
На основании результатов, полученных в ходе проведенной диагностики на констатирующем этапе, нами была составлена программа развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры. Данная программа состоит из трёх блоков, направленных на: повышение сплоченности в группе, создание положительного микроклимата в группе (10игр); развитие эмпатийных форм общения и эмоционального отношения к людям (17 игр); развитие диалогического общения и коммуникативных умений (28 игр). Игровой материал реализовался комплексно, с ведущим значением третьего блока.
Сравнительный анализ результатов диагностики констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет говорить об эффективности разработанной нами программы развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры. По исследуемым нами направлениям таким, как: изучение межличностных взаимоотношений в группе; выявление и изучение особенностей диалогического общения старших дошкольников: культуры речи, речевых коммуникативных навыков; выявление и изучение уровней проявления эмпатии и эмоционального отношения к сверстнику прослеживается положительная динамика результатов от констатирующего этапа эксперимента к контрольному.
Программа развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры способствовала: развитию диалогического общения, коммуникативных умений и навыков; повышению степени сплоченности в группе; формированию чувства принадлежности к группе; созданию положительного микроклимата в группе; выработке доброжелательного отношения друг к другу; способствовала развитию доверительной атмосферы в группе; развитию эмпатийных форм общения и эмоционального отношения к сверстнику, понимания друг друга; обучению умению внешне выражать свои эмоциональные проявления и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Проведенное нами исследование носит практико-ориентированный характер - разработана и апробирована программа развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры, которая может быть использована практическими психологами образования, работающими с данной возрастной категорией в условиях дошкольного образовательного учреждения и курсов подготовки ребенка к школе адекватного обучения.
Таким образом, все поставленные задачи были реализованы, гипотеза подтверждена.
В дальнейшем в исследовательской работе планируется изучить особенности общения со сверстниками с позиции гендерных особенностей; раскрыть специфику подготовки педагога к руководству межличностным общением детей и взаимоотношениями в группах детей дошкольного возраста.
Образование, педагогика, воспитание:
Глобализация высшего образования в Европе: предболонский период
Первый период – 1957 – 1982 годы. Конференция министров образования в 1971 году обозначила пять основных моментов общеевропейского измерения в образовательных системах: взаимное признание дипломов; обоснование идеи формирования европейского университета; кооперация вторичного и высшего образования; ...
Структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это прежде всего целеположенность, мотивированность, предметность. Специфической характеристикой педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой, является ее продуктивность. Различают пять уровн ...
Характеристика быстроты как двигательного качества
Хоккей является средством развития быстроты. Быстрота — способность человека совершать те или иные действия, физические упражнения в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Высокая пластичность и большая подвижность н ...