Золотая педагогика

Структура и классификация современного урока истории

Другое о педагогике » Урок истории, как учебное занятие » Структура и классификация современного урока истории

Страница 2

Изучение определения "классификация уроков" сопряжено с не меньшими трудностями, чем определения "урок". Недоразумения проявляются уже при ознакомлении с терминологическим аппаратом вопроса:

Классификация:

система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т. п. по определенным общим признакам;

распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.

Термин "классификация" не вызывает особо различающихся толкований.

Тип:

"образец, модель или разновидность, форма, которым соответствует известная группа предметов, явлений";

"образец, который выражает общие, существенные черты определенной группы предметов, явлений; форма, вид, модель, которой соответствует определенный класс объектов".

Форма. Из одиннадцати определений термина, наиболее близкими к искомому являются "способ осуществления, проявления какого-либо действия" и "тип, устройство, способ организации чего-либо"

Вид. Из девяти определений термина наиболее близким к искомому являются "разновидность, тип".

Исходя из приведенных определений терминов "тип", "форма" и "вид" выходит, что:

"тип" - это "форма, вид";

"форма" - это "тип";

"вид" - это тоже "тип".

Надо полагать, что именно это обстоятельство явилось причиной многолетней дискуссии о классификации уроков как учебных занятий, что породило массу спорной терминологии обозначения самих уроков. К примеру, кто возьмет на себя смелость "разложить" по трем полочкам - "тип", "форма", и "вид" - названия занятий, встречающихся в учебной и учебно-методической литературе и на практике:

урок-лекция, урок-диспут, семинар, тематический семинар, конференция, консультация, учебная экскурсия, урок-презентация, кино-урок, урок-беседа, лабораторное занятие практическое занятие, урок обобщения, проблемный урок, урок простого воспроизведения и др.

В условиях перехода на двенадцатилетнее школьное образование и грядущими в этой связи изменениями неизбежна новая вспышка споров о типизации, формах, видах школьных занятий. Но учитель уже работает, а студенту надо готовиться практической работе. Исходя из этого на основе наработок предлагается следующая, не претендующая на завершенность классификация школьных уроков. В ее основу заложены такие исходные установки:

тип урока определяется его основной дидактической целью;

форма урока определяется способами его организации;

вид урока определяется методом проведения занятия.

Страницы: 1 2 

Образование, педагогика, воспитание:

Роль сюжетно–ролевых игр в социализации детей дошкольного возраста
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется ...

Методика формирования синтаксического строя речи
В рамках констатирующего эксперимента выявляется уровень синтаксического строя речи учащихся, анализируются грамматические и речевые ошибки, определяется значение синтаксических конструкций различных функционально-стилистических рядов в читательской деятельности. Анализ письменной речи учащихся опи ...

Организм ребенка как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система
Организм ребенка - это живая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, живой аппарат, обеспечивающий удовлетворение всех родовых и прижизненно возникающих потребностей и психическую деятельность человека. Организм состоит из огромного числа клеток различного строения, в зависимости от того, к ...

Навигация по сайту

© 2021 Copyright www.ecsir.ru