Затем каждый ребенок получает материал для самостоятельной работы (по пять кругов и квадратов или по пять прямоугольников и треугольников).
На последующих занятиях дети размещают резко отличающиеся друг от друга по форме вкладыши в соответствующих отверстиях решеток. В ходе занятий решаются следующие дидактические задачи: закреплять у детей умение группировать объекты по форме и учить их соотносить разнородные предметы по этому признаку. Дидактическим материалом служат вкладыши круглой и квадратной формы (по пять на ребенка) и решетка с соответствующими отверстиями (по пять отверстий каждой названной формы).
Объясняя задание, воспитатель обращает внимание детей на то, что вкладыши разной формы — круглые и квадратные, а в решетке имеются тоже разные окна, которые следует закрывать кругами или квадратами. Затем педагог показывает, как это нужно делать, и привлекает детей к выполнению задания (малыши подходят к его столу по одному).
Далее каждый ребенок получает решетку с комплектом вкладышей круглой и квадратной или круглой и треугольной формы. Занятие проводится один или два раза в зависимости от того, насколько успешно дети выполняют задания.
Более сложными являются занятия, на которых знания ребенка о сенсорных свойствах и качествах предметов реализуются в условиях элементарной продуктивной деятельности (например, конструирование). Например, действуя со строительным материалом, дети овладевают умением учитывать форму и величину предметов; играя с кубами-вкладышами, они закрепляют умение соотносить объекты по величине. При этом учет сенсорных свойств предметов обусловливает практический результат. При этом целью обучения является закрепление у детей отношения к величине, форме как к характерным признакам предметов, подведение ребенка к самостоятельному использованию того или иного признака для передачи специфики хорошо знакомого ему объекта.
В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет действия, направленные на группировку объектов, соотнесение их по форме и величине. Так, играя со сборной матрешкой, малыш соотносит между собой детали куклы, в значительной мере ориентируясь на их величину. Таким же образом педагог создает условия для закрепления у детей в самостоятельной игре со строительным материалом представлений о величине, форме. Дети накапливают сенсорный опыт, накладывая кубик на кубик или кирпичик. Таким же образом ребенок учитывает величину колец при нанизывании их на стержень пирамидки. Воспитатель обращает внимание детей на сенсорные свойства предметов при наведении порядка в игровом хозяйстве. (Игрушки небольшого размера размещают в маленьких коробках и ящиках, на полках; большие игрушки имеют свои более просторные места для хранения и т. п.).
Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у ребенка желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел. Так, например, если ребенок отказывается идти на занятие, то не стоит заставлять его заниматься ни с первой, ни со второй подгруппой. После окончания занятий со всеми детьми взрослый предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл, показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного размера. Ребенок охотно выбирает предметы заданного размера и складывает их в кузов машины (задание на группировку предметов по величине).
Важным условием для полноценного сенсорного воспитания детей является создание специальной развивающей среды (организация сенсорно - стимулирующего пространства, сенсорных уголков, оснащение дидактическими играми и пособиями).
Можно также создать условия для осуществления преемственности деятельности педагогов и родителей воспитанников по развитию восприятия и сенсорно-перцептивной деятельности.
Таким образом, методика работы с детьми младшего возраста – это поэтапный процесс, который включает в себя тематическое планирование, систематичность и повторяемость пройденного материала. И оборвать этот процесс – значит оборвать сенсорное развитие и воспитание ребёнка. Основным методом сенсорного воспитания детей является обследование. Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования.
Образование, педагогика, воспитание:
Развитие самосознания в процессе профессионального самоопределения
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания личности. В работах И.С. Кона, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова и др. представлен философско-социологический аспект проблемы самосознания. Различные аспекты самосознания в контексте развития личности проанализированы в трудах отече ...
Методические аспекты изучения персоналий в школьном курсе истории
Главный элемент содержания исторического образования – знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный опыт человечества. Знания создают научную картину развития общества, дают представление об исторической действительности и предполагают постижение её чело ...
Теоретические основы преподавания живописи пейзажа акварелью
Для преподавания живописи пейзажа акварелью на уроках изобразительного искусства необходимо для начала ознакомить учащихся с различными видами пейзажей, картинами художников и разными акварельными техниками. Необходимо начать с выполнения простых упражнений, небольших этюдов пейзажа, а также деталь ...