Золотая педагогика

Методика сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Другое о педагогике » Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе ознакомления с формой и величиной » Методика сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Страница 1

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, величины, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Поэтому задачи сенсорного воспитания должны реализоваться практически во всех видах деятельности и на всех занятиях. Поэтому возникает необходимость соблюдения определенной последовательности и этапности при реализации педагогических задач. В связи с этим, подчеркнем, что занятие по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста не могут планироваться как отдельное занятие.

На начальном этапе детей обучают восприятию простой нерасчлененной формы. Затем переходят к обучению и тренировке восприятия формы, не вполне совпадающей с геометрической. Далее детей учат выделять в предмете главные детали, существенные и характерные признаки предметов. На следующем этапе детей учат составлять объекты из отдельных частей. Учат анализировать пространственные отношения отдельных элементов предмета. Формируют представления о пространственных отношениях.

Эти задачи решаются в процессе изобразительной, конструктивной и трудовой деятельностью, занятий математикой, музыкой, при ознакомлении с окружающим миром и др., посредствам дидактических игр и упражнений.

Изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей младшего дошкольного возраста с различными свойствами предметов послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми.

I. Задания на выполнение предметных действий.

1. Раскладывание однородных предметов на две группы в первую очередь в зависимости от их величины и формы, позже цвета.

Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины и формы. Материалом служат однородные предметы двух величин и пяти форм. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: форма, такой, не такой, большой, маленький.

2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах.

Цель обучения — выработка у детей умения соотносить свойства (форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.

II. Элементарные продуктивные действия.

1. Выкладывание мозаики разной величины и формы по образцу в сочетании со словесным заданием.

Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина и форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины и формы. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины и формы. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.

2. Рисование красками.

Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.

Немало важную роль в сенсорном воспитании играет планомерность обучения детей, которая является одним из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. При планировании занятий по ознакомлению с величиной и формой предметов учитывают возраст детей, уровень их развития. Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики
Прищепки Можно использовать следующие упражнения с прищепками: «Ежик», «Елочка», «Солнышко» - к силуэтам ежика, елочки, солнышка, сделанных из картона, дети прицепляют колючки и лучики. Для закрепления цветаможно использовать разноцветные силуэты и соответствующие им по цвету прищепки. (Рис.43) Про ...

Требования к оформлению отчета по преддипломной практике
Отчет должен отвечать программе практики и составляется каждым студентом самостоятельно. В него заносятся результаты его личных работ и наблюдений на предприятие и результаты изучения специальной технической литературы. Помимо описательной части, отчет должен содержать графический материал, наприме ...

Игры, способствующие развитию понимаемой речи
В первом полугодии второго года жизни особое внимание уделяется формированию понимания речи взрослого. В этот период малыш пополняет словарь названиями окружающих предметов и действий с ними, овладевая смысловой стороной речи. Особую роль играет чувственный опыт, получаемый при непосредственном кон ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru