Глухой и слабослышащий ребенок, как и слышащий, при рождении — существо, открытое миру, которому необходимо воспитание как помощь в жизни. В соответствии со своей биологической сущностью он способен к обучению и может в процессе социализации получить воспитание и образование, которые станут предпосылкой его ответственной жизнедеятельности как члена общества, явятся для него основой самоутверждения в социуме.
дети нарушение слух чтение обучение
Способность к обучению и установлению отношений с другими людьми — существенное условие, позволяющее взаимодействующим с ним лицам, участвующим в процессе социализации, привить глухому ребенку через воспитание и образование «социальную природу», передать ему модели поведения, которые становятся основой усвоения и выполнения социальных ролей (задач). С точки зрения образовательных возможностей глухой в состоянии нормально окончить школу и включиться в профессиональную жизнь. Основополагающая способность к образованию — это предпосылка не только для выполнения глухим человеком социальных ролей, но и для восприятия образования как культурной ценности общества.
Культурное развитие глухих людей связано в большей степени с овладением языком, который сам является культурным богатством, носителем образа мышления и залогом умения им пользоваться. Как из гуманных побуждений, так и с точки зрения подлинного образования человека основной нравственный и моральный долг старшего поколения — воспитать глухого ребенка и передать ему как можно больше образовательных ценностей.
Коммуникативная способность и коммуникативная направленность глухого ребенка служат основой воспитательного воздействия и ознакомления с нормами и ценностями, которые в целом признаются членами общества. Благодаря воспитанию глухой человек получает через процесс идентификации и взаимодействия с окружающими основополагающие ориентиры для соответствующего поведения в обществе. Процессы воспитательного воздействия и управления, которые для слышащего ребенка осуществляются уже в раннем возрасте с помощью словесных средств, у ребенка с нарушением слуха могут быть реализованы невербальным путем, с помощью мимики и жестов.
Глухота с антропологической и биологической точки зрения представляет собой отягчающий недостаток, который сказывается на процессе обучения и воспитания как усложняющий и модифицирующий компонент. Несмотря на это затруднение и необходимость разработки альтернатив обычными средствами воспитания и обучения, целевые установки общей педагогики остаются обязательными для образования глухого ребенка.
Ориентирование воспитания и обучения на нормы и ценности слышащих людей требует как можно более раннего начала специфических целенаправленных мероприятий, которые предупреждают возможные последствия нарушения слуха. В узкой дидактико-методической области иногда необходимо отступление от общей дидактики, чтобы достичь цели. Основными проблемами обучения и воспитания являются ограниченная речевая компетенция глухого и необходимость достижения цели относительно простыми речевыми средствами.
Воспитание и обучение глухого ребенка базируются на его общей сущности как личности и социального существа и включают все сферы развития личности. Особое внимание уделяется овладению речью ввиду угрожающей или уже наступившей немоты. Это объясняется огромным значением языка для психического развития человека. В рамках теории образования глухого ребенка важно выделить следующие аспекты обучения словесной речи.
1. Обучение словесной речи — это основа для развития личности, для социализации и включения в культуру. Без речевой способности невозможно сформировать у ребенка с нарушением слуха представления о явлениях культуры, ее ценностях и общественных нормах. Школьное и профессиональное образования особенно зависят от владения словесной речью.
Образование, педагогика, воспитание:
Особенности работы над внятностью устной речи неслышащих учащихся
На основе проведенного нами исследования мы можем предложить следующие методические рекомендации. Учитывая, что важными компонентами внятности речи являются словесное ударение, голос, умение членить фразы паузами и т.д. при работе над развитием внятности следует обращать внимание на те аспекты, кот ...
Информационные технологии на уроках окружающего мира
Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Все определяется ли ...
Понятие и структура межкультурной компетенции
Глобализация – это процесс возрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Суть глобализации заключается в расширении взаимосвязей и ...