Золотая педагогика

Специфика обучения и воспитания детей с нарушениями слуха

Страница 1

Глухой и слабослышащий ребенок, как и слышащий, при рождении — существо, открытое миру, которому необходимо воспитание как помощь в жизни. В соответствии со своей биологической сущностью он способен к обучению и может в процессе социализации получить воспитание и образование, которые станут предпосылкой его ответственной жизнедеятельности как члена общества, явятся для него основой самоутверждения в социуме.

дети нарушение слух чтение обучение

Способность к обучению и установлению отношений с другими людьми — существенное условие, позволяющее взаимодействующим с ним лицам, участвующим в процессе социализации, привить глухому ребенку через воспитание и образование «социальную природу», передать ему модели поведения, которые становятся основой усвоения и выполнения социальных ролей (задач). С точки зрения образовательных возможностей глухой в состоянии нормально окончить школу и включиться в профессиональную жизнь. Основополагающая способность к образованию — это предпосылка не только для выполнения глухим человеком социальных ролей, но и для восприятия образования как культурной ценности общества.

Культурное развитие глухих людей связано в большей степени с овладением языком, который сам является культурным богатством, носителем образа мышления и залогом умения им пользоваться. Как из гуманных побуждений, так и с точки зрения подлинного образования человека основной нравственный и моральный долг старшего поколения — воспитать глухого ребенка и передать ему как можно больше образовательных ценностей.

Коммуникативная способность и коммуникативная направленность глухого ребенка служат основой воспитательного воздействия и ознакомления с нормами и ценностями, которые в целом признаются членами общества. Благодаря воспитанию глухой человек получает через процесс идентификации и взаимодействия с окружающими основополагающие ориентиры для соответствующего поведения в обществе. Процессы воспитательного воздействия и управления, которые для слышащего ребенка осуществляются уже в раннем возрасте с помощью словесных средств, у ребенка с нарушением слуха могут быть реализованы невербальным путем, с помощью мимики и жестов.

Глухота с антропологической и биологической точки зрения представляет собой отягчающий недостаток, который сказывается на процессе обучения и воспитания как усложняющий и модифицирующий компонент. Несмотря на это затруднение и необходимость разработки альтернатив обычными средствами воспитания и обучения, целевые установки общей педагогики остаются обязательными для образования глухого ребенка.

Ориентирование воспитания и обучения на нормы и ценности слышащих людей требует как можно более раннего начала специфических целенаправленных мероприятий, которые предупреждают возможные последствия нарушения слуха. В узкой дидактико-методической области иногда необходимо отступление от общей дидактики, чтобы достичь цели. Основными проблемами обучения и воспитания являются ограниченная речевая компетенция глухого и необходимость достижения цели относительно простыми речевыми средствами.

Воспитание и обучение глухого ребенка базируются на его общей сущности как личности и социального существа и включают все сферы развития личности. Особое внимание уделяется овладению речью ввиду угрожающей или уже наступившей немоты. Это объясняется огромным значением языка для психического развития человека. В рамках теории образования глухого ребенка важно выделить следующие аспекты обучения словесной речи.

1. Обучение словесной речи — это основа для развития личности, для социализации и включения в культуру. Без речевой способности невозможно сформировать у ребенка с нарушением слуха представления о явлениях культуры, ее ценностях и общественных нормах. Школьное и профессиональное образования особенно зависят от владения словесной речью.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Особенности социализации детей дошкольного возраста
Зарубежные исследователи выделяют отличительные особенности социализации детей от взрослых (Брим Г., Парсонс Т., Эриксон Э.). Социализация детей связана, по их мнению, с формированием таких регуляторов поведения как ценности, нормы, установки, характеризуется отсутствием критичности, акцент делаетс ...

Пути и способы объяснения грамматики
Овладение грамматическими средствами должно достигать уровня навыка и проявляться в речи на уровне вторичного творческого уровня. Процесс объяснения соответствует первому этапу формирования грамматических навыков и умений — этапу создания ориентировочной основы действия. Основу для создания системы ...

Социально-воспитательное направление работы социального педагога школы
В МОУ "Лянторская средняя общеобразовательная школа №5" в системе ведется работа с детьми девиантного поведения. Основные задачи образовательного учреждения: Дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потер ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru