2. Словесная речь — это основа для изучения и реализации социальных ролей, предпосылка для социальной интеграции и существенная персональная помощь в индивидуальной ориентировке в жизни общества. Соотносимое с существующими нормами ролевое поведение и понимание ролей дают человеку необходимую уверенность в поведении в социально значимых ситуациях.
3. Благодаря обучению словесной речи становится возможным оказывать воспитательные воздействия на ребенка с нарушением слуха и передавать ему нормы и ценности, значимые для общества, к которому он принадлежит. Понимание глухим ребенком словесной речи и владение ею позволяют применять к нему словесные средства воспитания.
4. Владение словесной речью — это предпосылка для адекватного развития познавательной сферы. Усвоение речи способствует развитию мышления, его структурированию и дифференцированию. Через словесную речь ребенок с нарушением слуха приобретает способность абстрактно и логически мыслить, творчески решать проблемы, принимать решения, используя символически представленный опыт в процессе планирования и принятия решений. Владея словесной речью, он достигает более высокого уровня сознания.
5. Благодаря развитой словесной речи человек приобретает способность учитывать социальные перспективы в собственном мышлении и деятельности. Социальное обучение и познавательная деятельность связаны с речью.
6. Формирование словесной речи находится в тесной связи с эмоциональным и социальным воспитанием. Способность воспринимать эмоционально значимые звуковые характеристики голоса имеет огромное влияние на становление полноценно развитой личности. Наряду с обучением языку и речи чрезвычайно большое значение приобретает эмоциональное развитие глухого ребенка. Главной его целью является предупреждение возникновения помех для взаимодействия, общения, возможных из-за нарушения слуха. Чтобы воспитать эмоционально стабильную и социально приспособленную личность, необходимо использовать все компенсаторные возможности в сфере межличностных отношений и обеспечить передачу ребенку широкого спектра эмоциональных сигналов и информации.
В соответствии с современными представлениями для обучения словесной речи и навыкам общения можно использовать зрительный анализатор, осязание, кинестетические ощущения и остаточный слух. В качестве дополнительных информационных каналов существуют системы Cued-Speech, фонематическая и графемная мануальные системы, естественные мимика и жесты, язык жестов. Значение и функции различных знаковых и вспомогательных систем при овладении речью требуют научного обоснования ввиду существующих разногласий в экспериментальных исследованиях.
В эмоциональном воспитании и общении особое значение имеют жесты, мимика, язык телодвижений, а также возможности кожной чувствительности, в какой-то степени заменяющие выразительность голоса, невоспринимаемого совсем или воспринимаемого не полностью.
Наряду с развитием эмоциональной, социальной, речевой и познавательной сфер центральное место во всестороннем формировании личности ребенка с нарушением слуха отводится раннему специальному развитию сенсомоторной сферы. У. Хорш, ссылаясь на психологию развития, разработанную Ж.Пиаже, показала, что из-за нарушения, возникающего в звуковоспринимающей сфере, появляются вторичные нарушения сенсомоторного развития, которые складываются еще в доречевом периоде и могут оказать отрицательное влияние на овладение речью. Для реализации комплексной помощи ребенку У. Хорш предложила иерархически построенную программу раннего развития речи, которая содержит упражнения в визуально-моторной, акустико-моторной областях (ритмические, музыкальные и рече-кинестетические).
Итак, основополагающими в теории воспитания и обучения глухого и слабослышащего ребенка выступают следующие положения.
Образование, педагогика, воспитание:
Понятие методов обучения
Метод (от гр. methodos – «исследование») – это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В литературе ...
Значение семейного физического воспитания в формировании здорового смысла
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий. В то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое ...
Методические требования к художественным текстам для домашнего чтения на
старшей стадии обучения учащихся иностранному языку
Для успешной организации процесса обучения самостоятельному чтению представляется важным рассмотреть требования к текстам. Основу типологической общности текстового материала для домашнего чтения на средней стадии обучения иностранному языку, на наш взгляд должны составлять требования к: 1) жанру, ...