Авторы программы «Наш дом – Южный Урал» предлагают два тематических плана:
1. Ознакомление дошкольников с историей и природой Южного Урала;
2. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к семейной традиционной культуре Южного Урала.
Данная программа внедряется в детские сады Южного Урала. Авторы программы заявляют, что «позиционная направленность педагога должна предполагать обогащение и совершенствование тематического плана, данного в программе «Наш дом – Южный Урал».
Знакомство детей с традициями и обычаями семьи, взаимоотношениями членов семьи, формирование представления о распределении обязанностей в семье, поддерживание любви к маме, папе, братьям и сёстрам, бабушкам и дедушкам предполагает в результате доброе отношение наших воспитанников к близким людям, их стремление оказать всем посильную помощь.
Знакомство детей с историей и природой Южного Урала предполагает изучение истории жизни человека на Южном Урале, знакомство с бытом и традициями башкирского и татарского народа, знакомство с календарно-обрядовыми праздниками, с фольклором народов Южного Урала, писателями и поэтами.
Итак, приобщение к культуре и истории в целом неразрывно связано с приобщением детей к культуре и истории родного края. При знакомстве с историей, традициями, культурой воспитатель использует различные методы и приемы, которые помогаю лучше воспринять и понять отдельные моменты.
Итак, в современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа – то, что составляет фундамент становления личности.
Старший дошкольный возраст – это период интенсивного формирования новых психических качеств, существенной перестройки познавательных процессов.
Данный возраст является благоприятным для осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию, т.к. именно в этом возрасте дети наиболее интенсивно начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.
Проанализировав философскую и психолого-педагогическую литературу по вопросам приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре и истории родного края, мы дали психолого-педагогическую характеристику детей этого возраста, отметили историко-педагогические идеи в области национального образования, рассмотрели педагогические технологии приобщения детей к истории и культурному наследию родного города.
Министерством образования и науки Челябинской области в качестве учебного пособия для дошкольного образования рекомендована программа «Наш дом – Южный Урал», разработанной авторами Магнитогорского государственного университета Е.С. Бабуновой, Л.В. Градусовой и др.
В данной работе мы отметили основные методы и приемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре и истории родного края, предложенные авторами программы.
Таким образом, можно сделать вывод, что введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка.
Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и что это есть приобщение к красоте.
Образование, педагогика, воспитание:
Анализ результатов исследования общения со сверстниками у детей старшего
дошкольного возраста
Исследование проводилось в МОУГ № 4 г. Тулы (курсы подготовки к школе) Выборку составили 20 детей старшего дошкольного возраста, по 10 человек в экспериментальной и контрольной группах. Список детей в экспериментальной и контрольной группах представлен в таблице 3. Таблица 3 Список детей в эксперим ...
Экспериментальное исследование предметно-развивающей среды как условия обогащения
игры-драматизации в старшем дошкольном возрасте
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что организация предметно-развивающей среды может рассматриваться как условие обогащения игры-драматизации детей старшего дошкольного возраста, если педагог: организует предметную среду для развития игровых замыслов детей; создае ...
Влияние игры на формирование элементов учебной деятельности и интеллектуальной подготовки детей
Подготовка к школе органично входит в жизнь ребенка, если взрослые учитывают психологическую специфику дошкольного возраста, не забывая о ведущей роли игры в этом периоде развития личности. Академик А.В.Запорожец писал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможносте ...