В-шестых, к словарю необходимо обращаться за стилистическими справками. Так, к слову "труженик" словарь предлагает несколько стилистически сниженных антонимов:
лодырь (разг.), дармоед (разг.), трутень (разг.), захребетник (прост.)
Привычка обращаться к словарям и справочникам характеризует культурного человека. Во всех случаях сомнения желательно обращаться к словарю, лучшему помощнику и советчику.
При работе со "Школьным словарем антонимов русского языка" нужно помнить следующее: искать антонимическую пару в словаре следует по алфавиту - либо в самом словаре, либо по алфавитному указателю в конце словаря, куда вынесены некоторые члены антонимических пар. Например, необходимо найти антоним к слову закат. Среди заголовка статей на букву "З" такого нет. Тогда нужно обратиться к алфавитному указателю и, найдя там слово закат с указанием страниц, следует посмотреть антонимическую пару, помещенную на этих страницах.
На основе материала словарей антонимов русского языка учитель может создать целую серию самых разнообразных грамматических упражнений со словами, противоположными по смыслу.
Антонимы употребляются в художественной речи, в публицистике как выразительное средство создания контраста. Чаще всего антонимы встречаются в составе антитез в стихотворных произведениях.
Например.
Да здравствует солнце! Да скроется тьма!
Многие пословицы и поговорки заключают в себе антонимы.
Например.
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Старый друг лучше новых двух.
Выразительные заголовки произведений, построенные на сопоставлении антонимов.
Например. "Отцы и дети"
Стилистические функции антонимов не исчерпываются выражением контраста. Антонимы помогают нам показать полноту охвата явлений.
Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создают неограниченные выразительные возможности и в то же время обязывают нас серьезно и вдумчиво относиться к использованию этих контрастных слов в речи.
Образование, педагогика, воспитание:
Психолого-педагогическая характеристика игр - драматизаций
Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребен ...
Методическое осмысление вопроса формирования и развития грамматического
строя речи школьников
В свою очередь исследователь-методист Е.Е.Вишневская выделяет три типа уроков формирования грамматического строя речи: уроки знакомства с новым материалом (с новым видом грамматического обобщения) уроки закрепления практических грамматических умений уроки повторения и контроля усвоения грамматическ ...
Определение дидактики. Задачи и основы дидактики
В современном, полном контрастов и противоречий мире происходят значительные изменения и преобразования, которые отражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути развития в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как природ ...