Золотая педагогика

Национальные традиции и культура как область воспитательных воздействий в ДОУ

Другое о педагогике » Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста » Национальные традиции и культура как область воспитательных воздействий в ДОУ

Страница 1

В современных условиях осознания духовных основ развития общества актуальной является проблема глубокого и научно-обоснованного учета особенностей региональной культуры в работе с детьми. Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрена Законом РФ.

В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.

Поэтому приобщение ребенка к общечеловеческим, цивилизационным ценностям начинается с познания культуры прежде всего своей малой Родины. Вопросы познания и присвоения культуры изучались Э.А. Баллером, Э.В. Ильенковым, А.В. Каменец, Ю.А. Лукиным, Э.Ю.Соловьевым и др.

В последние годы возрос интерес в дидактическому аспекту ознакомления детей сродной культурой и национальными традициями. В работе А.Б. Измайлова представлены "Сказочные материалы" в русской народной педагогике для воспитания дошкольников, в исследовании М.Б. Кожановой раскрыт педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания. Такой процесс рассматривается как специально организованное взаимодействие (в виде со-действия) педагогов и воспитанников по реализации содержания образования с использованием идей народной педагогики, а также особенностей, факторов, средств, методов народного воспитания в целях решения образовательно-воспитательных задач, направленных на удовлетворение потребностей общества во всесторонне развитой личности и своим ребёнком, своих интересов и потребностей, способствующих развитию и социализации его как субъекта этноса и как гражданина.

Внимание исследователей также уделено вопросам подготовки будущих воспитателей к народоведческой работе в дошкольных учреждениях, к работе по усвоению старшими дошкольниками народоведческой лексики (Н.Л. Емельянова, Ю.Н. Косенко, Л.С. Плетенецкая) и отдельным ее аспектам: формированию этнокультурной компетентности студентов пединститутов в условиях полиэтнической среды (Гуренко О.И., 2005) этнопедагогической подготовке (Давыдова О.И., 2007).

В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых традиции и обычаев содействующих воспитанию и развитию личности.

Воспитание на народных традициях способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности.

Нам представляется чрезвычайно важным складывающийся в современной философии новый взгляд на культуру, как на единство национального, этнического и регионального. Это объясняется, по-видимому, тем, что в культуре фиксируется не только общечеловеческая жизнедеятельность, но и отражаются качественные своеобразия исторически сложившихся конкретных территорий.

Культура России сложилась в условиях этой многонациональное. Региональная культура развивается, питаясь из двух источников: внутреннего саморазвития национальных культур и взаимовлияния, взаимодействия, взаимопроникновения, но не слияния разных культур, а их творческого взаимозаимствования.

Мы полагаем, что главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять. Сто процентов воспитателей дошкольного образовательного учреждения относятся позитивно к народным традициям, считают, что их надо соблюдать. Однако, на деле поддерживают народные традиции в детском саду 42,8 % педагогов. Остальные 26,2 % респондентов относятся безразлично к проблеме, а 31,0 % - негативно, не поддерживают народные традиции и не проявляют желание их поддерживать в будущем.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Содержание элективных курсов по математике
Содержание элективных курсов определено программой, разработанной учителем и предусматривает изучение разделов: «Избранные вопросы математики», «Математика в приложениях» и др. К программе прилагается список литературы, рекомендованный для изучения темы элективного курса, а также примерное содержан ...

Обследование эмоциональной сферы ребенка
Приведенные задания позволяют исследовать эмоциональное развитие детей (в пределах обозначенных эмоций). Если во время выполнения заданий у ребенка проявляются замкнутость, резкая смена настроения, частые вспышки раздражения, гнева, то это свидетельствует о том, что ему необходимы внимание и особый ...

Чтение и анализ рассказов в школе для слабослышащих учащихся
Основным материалом для уроков чтения служит рассказ. В учебниках по чтению для 2—6-го классов специальной (коррекционной) школы рассказы составляют примерно 50% от произведений других жанров. Рассказ — это повествование, изображающее эпизоды, события из жизни героев. При этом описываемое событие м ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru