Золотая педагогика

Особенности культурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Другое о педагогике » Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста » Особенности культурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Страница 3

Методы и приемы педагогической технологии в значительной степени детерминированы методологическими подходами гуманистически ориентированной образовательной модели.

Так антропологический подход реализуется через систему частных положений и принципов:

принцип природосообразности (педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни; строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников; опирается на зону ближайшего развития); обеспечивает внутренние условия (установки, потребности, способности) для развития «самости», для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, физической и психологической защиты);

принцип доступности и нарастающей трудности (педагогический процесс обеспечивает системную реализацию формирования функциональной, операциональной и мотивационных структур личности; переход от близкого к далекому; от легкого к более трудному; от известного к неизвестному; учитывает уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями или требованиями);

принцип наглядности (педагогический процесс включает прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности; руководство познавательной деятельностью воспитанников в процессе использования наглядных средств; рационального сочетания слова и наглядности; применения разнообразных иллюстраций, демонстраций, наглядных пособий, ТСО (технических средств обучения); использование наглядности не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации; предметная наглядность в зависимости от возраста воспитанников по необходимости и возможности заменяется символической);

принцип формирования ориентировочной основы деятельности (педагогический процесс включает проектирование условий действия в качестве средства для его преобразования, предполагающее раскрытие связи между различными действиями с объектом и соответствующими свойствами его структуры);

принцип ориентации на зону ближайшего развития ребенка, который предусматривает как классификацию учебных заданий в соответствии с индивидуальным темпом усвоения и способностями ребенка, обеспечивающую доступную для него величину «ступеней» (уровней трудности в усвоении материала, так и построение совместно с каждым ребенком индивидуальной зоны личностного развития, что обеспечивает максимальную эффективность процесса самовоспитания;

на принцип субъектности, предполагающий, во-первых, ориентацию на внутреннюю, а не на внешнюю (отметка, поощрение, избегание наказания) мотивацию обучения, во-вторых, свободу выбора ребенком сфер приложения сил в процессе организации его жизнедеятельности в образовательном учреждении.

Культурологический подход опирается на:

принцип культуросообразности (полагающего понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, включающих прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающих их будущее; максимальное использование семейной, региональной, конфессиональной, народной материальной и духовной культуры; обеспечение единства национального, интернационального, межнационального начал в воспитании и образовании; формирование творческих способностей и установки воспитанников на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей; на формирование культуры взаимоотношений. у всех участников педагогического взаимодействия, основанного на открытости и толерантности по отношению друг к другу: на организацию полноценной и всесторонней жизнедеятельности каждого отдельного воспитанника, а также детского и педагогического коллективов); на продуктивную социализацию, содействующую реализации демократических норм в социальной деятельности детей;

принцип научности (включает отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники; применение методов изучения учебного материала, адекватных соответствующим наукам; вооружение воспитанников умениями и опытом научного поиска, способами научной организации познавательной деятельности; формирование умений наблюдать, анализировать, осуществлять синтез, обобщения, использовать индукцию и дедукцию);

личностно ориентированный принцип предполагает: полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; опору на положительные качества воспитанника; создание ситуации успеха; защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии; индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса; организацию педагогического процесса с учетом национальных особенностей воспитанников; создание открытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса; взаимное уважение, такт и терпение (толерантность) во взаимодействии педагогов и воспитанников; развитие у каждого воспитанника способности осознавать и принимать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром; учить воспитанников оценивать свои действия и предвидеть их последствия; формировать способность отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию; учить противодействовать негативному внешнему влиянию; создавать условия для развития личностью собственной индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

О содержании и форме богослужебных песнопений
В отборе канонических текстов для песнопений Всенощной и Литургии прослеживается ориентация на определённое содержание. Она позволяет выделить отдельные группы жанровых типов интонирования. Ведущее место среди них занимает славление. Славление есть высший, абсолютно бескорыстный вид молитвы, оно яв ...

Характеристика современной системы эвристической технологии в образовательном процессе
Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Г.К. Селевко, творчество - норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой ...

Психолингвистическая основа школьного многоязычия
Слово «полилингвизм» происходит от частички poli, что значит по-латыни «много», «множество», и слова lingua – «язык». Полилингвизм определяется, как способность владеть двумя или более языками. Полилингвист – человек, который может общаться как минимум на трех языках. Различают естественный (бытово ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru