Золотая педагогика

Роль сюжетно–ролевых игр в социализации детей дошкольного возраста

Другое о педагогике » Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста » Роль сюжетно–ролевых игр в социализации детей дошкольного возраста

Страница 7

При сложении новых сказок сохраняем общую смысловую канву, и заменяем конкретных персонажей и их действия, в зависимости от смысла – и получается новая сказка Пример. Мне бы хотелось остановиться на развертывании детьми известной и любимой сказки Шарля Перро «Красная шапочка».

1) Красной Шапочки сначала не было, была просто девочка, которой исполнилось 6 лет и пришли гости на ее День рождения, 2) волк – тоже приглашенный добрый, веселый гость, 3) бабушка не заболела, просто пригласила Красную шапочку в гости на следующий день и т.д. На протяжении всей придуманной сказки действия героев соответствовали придуманному детьми сюжету (так формируется умение подчинять свои мысли коллективному мнению, умение договариваться о содержании и не вступать при этом в конфликт, умение эмпанировать героям, сочувствовать и сопереживать им. Оценивать своих героев и их поступки с позиции морали).

При преобразованиях сказки используем весь арсенал известных детям персонажей и коллизий – сначала из других сказок, а затем и из реальных историй, кинофильмов и т.д.

В такой игре, кроме активизации воображения ребенка, на мой взгляд, еще есть очень важный момент: он начинает понимать, что замыслы партнеров могут сильно отличаться от его собственного, ребенок оказывается перед необходимостью объяснить свой замысел, изменить его в соответствии с предложениями других участников, т.е. учится понимать других детей.

Игра-придумывание занимает не более 10–15 минут и проходит в спокойной, доверительной атмосфере. Когда дети овладели умением совместно комбинировать разнообразные события, предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам-разноконтекстные роли (Пример: Нептун и летчик, которые совместно, каждый в своей стихии – летчик с высоты птичьего полета, а Нептун в глубинах океана – отыскивают затонувшую лодку и т.д. Так, дети объединяют разноконтекстных героев: из воображаемого мифического мира и реальной жизни, и здесь же – героев разных стихий – земли и воды.

Очень эффективны в нравственном плане придуманные «настоящие истории». Выбираем вместе с детьми содержание для таких историй (о ком, о чем она будет), опираясь на детские интересы (на основе интересных для них телепередач, ситуаций из их жизни, яркое эмоциональное происшествие), что стимулирует всех участников игры к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов.

Пример: рядом с детским садом в дом приехала бригада Службы спасения. Детей этот факт заинтересовал, а потом по приходу с прогулки дети долго обсуждали и прикидывали возможные варианты приезда Службы спасения (пожар?, потоп?, несчастный случай?… масса других предположений). Таким образом, возникла ситуация-история, которую можно домыслить, дофантазировать в целую историю, которую можно разыграть, формируя при этом положительные взаимоотношения, эмпатические чувства, чувства поддержки и взаимопомощи, способы коммуникативного взаимодействия. Совместное обсуждение начального эпизода этой истории (герой, ситуация и т.д.), далее я, как воспитатель, занимала позицию скорее наблюдателя, нежели активного участника игры.

«Проигранная» сказка или рассказ из реальной жизни сначала в речевом плане, нередко переходил в ролевое проигрывание с предметами-заместителями и всеми вытекающими атрибутами. В самостоятельной игровой деятельности дети обыграли увиденную и развернутую ими в речевом плане историю: самостоятельно выбрали и распределили роли, определились с атрибутами и начали жить в образах.

Таким образом, игра-фантазирование развивает творчество детей и способствует формированию навыков взаимодействия и общения в процессе детской сюжетно-ролевой игры.

Вследствие того, что предложенное средство еще недостаточно широко используется в практике работы воспитателей в социально-нравственном аспекте воспитания дошкольников, в силу этого, осуществлять руководство грамотно, целенаправленно и планомерно подобными играми-фантазиями достаточно сложная работа, именно поэтому, у воспитателей возникает масса ошибок и неточностей при осуществлении этой разновидности работы. Поэтому, в данном исследовании руководство игрой-фантазированием, более или менее, подробно рассмотрено, ведь, оно является лишь малым, но весьма воспитательно-значимым и практико-эффективным, с моей точки зрения, средством социально-нравственного воспитания дошкольников.

В работе по формированию навыков построения и поддержания дружеских взаимоотношений, умение детей согласовывать свои интересы с интересами других детей, умение помочь товарищу в осуществлении замысла, умение прислушиваться к мнению партнера, умение эмпанировать и т.д. при руководстве сюжетно-ролевыми играми детей использую разнообразные педагогические методы и приемы (познавательные и этические беседы, создание проблемных ситуаций, установление игровых традиций, проведение разнообразных экскурсий, организация встреч с людьми разных профессий – по возможности, чтение художественной литературы и т.д.), которые наиболее эффективны в данной работе.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Образование, педагогика, воспитание:

Классификация педагогических игр
Как уже было сказано выше, педагогическая игра отличается чёткостью постановки цели и соответствующим ей педагогическим результатом. Так же педагогическая игра имеет свою классификацию, которую мы рассмотрим в данной работе. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов иг ...

Фонетические факторы внятности
Наряду с общими требованиями к внятности и членораздельности, следует иметь в виду и ряд вытекающих из них частных требований, касающихся разных сторон фонетического оформления речи, а именно: голоса, фонетического облика слова (включая их фонематический состав, слоговый ритм, ударение, орфоэпию), ...

Психолого-педагогическое обоснование использования наглядного метода обучения
Наглядность – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда ч ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru