Развитие изобретательских способностей студентов – деятельность, основанная на использовании комплекса способов и средств, обеспечивающих выявление и развитие творческих способностей студентов инженерных специальностей. Эти способы и средства следует рассматривать как дополнение к существующей системе инженерной подготовки.
Основные способы и средства развития изобретательских способностей студентов включают следующие виды деятельности:
- изучение фундаментальных дисциплин (математики, физики, химии и др.) с использованием примеров открытий и изобретений в каждой дисциплине, а также возможностей и путей, реализованных в каждой дисциплине для целей анализа и синтеза новых принципов действия и технических решений;
- изучение дисциплин по основам изобретательского творчества, основам и методам технического творчества;
- гуманитарную подготовку, связанную с повышением морально-нравственных качеств личности, изучением психологии творческих процессов, творческим овладением элементами отдельных искусств, развитием ощущения вкуса к красоте и гармонии в природе, искусстве и технике;
- освоение средств компьютеризации инженерного и технического творчества и адаптацию их к задачам специальности;
- изучение дисциплин по истории техники, законам и закономерностям техники, теории проектирования новой техники с адаптацией их к специальности (фундаментализация технических дисциплин);
- постановку и решение реальных задач инженерного и технического творчества в курсовом и дипломном проектировании;
- изготовление и испытание студентами экспериментальных и опытных образцов по собственным творческим разработкам;
- оформление заявок на собственные изобретения и их защита (переписка с экспертами);
- проведение внутривузовских и межвузовских конкурсов и олимпиад по техническому творчеству студентов.
На занятиях по техническому конструированию и моделированию применяют различные методы и приемы обучения. Чем сложнее занятие и обширнее деятельность педагога и обучаемых, тем разнообразнее методы приемы его проведения.
Теория решения изобретательских задач состоит из элементов:
АРИЗ, законы развития ТС, ФСА, стандартные решения изобретательских задач (76 шт.), приемы устранения технических противоречий (40 шт.), вепольный анализ, указатели физических эффектов, курс развития творческого воображения, банк решенных задач.
Список контрольных вопросов (А. Осборна) – это один из способов активизации поиска решений технической задачи за счет ориентации человека на необычные направления поиска с помощью специально подобранных вопросов.
Метод морфологического анализа (Ф. Цвикки) – один из методов систематизированного поиска вариантов решения технической задачи заключается в разделении объекта совершенствования на отдельные функциональные части, отыскание вариантов исполнения этих частей и произвольном соединении этих вариантов в целый объект.
Метод фокальных объектов (Ч. Вайтинг) – это один из ассоциативных методов технического творчества, основан на произвольном присоединении к объекту совершенно не присущих к нему свойств и признаков. Последовательность выполнения:
1) Выбор объекта и формулировка задачи
2) Выбор случайных объектов
3) Определение признаков случайных объектов
4) Комбинирование признаков случайных объектов с объектом совершенствования
5) Выявление ассоциаций и построение возможных решений
6) Выбор лучшего решения
Метод мозгового штурма (А. Осборн) – это метод коллективного поиска вариантов решения задачи, основная идея которого заключается в разделении этапа генерации идеи, группы генераторов от этапа критики идеи группой экспертов.
Вепольный анализ (Альтшулер, Шахматов, Фликштейн) – это один из инструментов ТРИЗа. Это метод систематизированного поиска вариантов решения технических задач. Суть которого в том, что техническая задача заменяется ее идеализированной моделью состоящей из 3-х элементов (В1 – вещество 1, В2 – вещество 2, П – поле) и в определенных манипуляциях с этой моделью с последующим переносом найденных решений в реальную ситуацию.
После анализа методов, приемов, средств составлена таблица сравнительных характеристик творческих методов, в которой они сравнивались по критериям: решение технических задач (продуктивность), генерация идей, развитие изобретательских способностей, применимость в школе, возраст, учет Ψ-х особенностей участников. Баллы проставлялись по каждому критерию от 1 до 6.
Сравнительная характеристика творческих методов таблица 1
Методы |
Решение технических задач (продуктивность) |
Генерация идей |
Развитие изобретательских способностей |
Применимость в школе |
Возраст |
Учет Ψ-х особенностей участников |
∑ |
ТРИЗ |
6 |
5 |
5 |
3 |
3 |
4 |
26 |
Список контрольных вопросов (Осборн) |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
21 |
Метод морфологического анализа (Ф. Цвикки) |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
5 |
25 |
Метод фокальных объектов(Ч. Вайтинг) |
5 |
5 |
4 |
6 |
5 |
5 |
30 |
Метод мозгового штурма (А. Осборн) |
6 |
5 |
5 |
6 |
5 |
5 |
32 |
Вепольный анализ (Альтшулер, Шахматов, Фликштейн) |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
4 |
17 |
Образование, педагогика, воспитание:
Компоненты и развитие
профессионального самопределения
Профессиональное развитие человека в целом онтогенетически связано с основными видами его деятельности, соответствующими возрастным периодам. Возрастное развитие человека как субъекта труда Е.А. Климов представляет в виде трех периодов, в каждом из которых выделяет и характеризует стадии развития п ...
Формирование устной речи у слышащего ребенка
Исходным и основным видом словесной речи в процессе ее усвоения слышащего ребенка служит устное слово. Развитие устной речи происходит на основе общения ребенка с окружающими в связи с различными видами его деятельности. Особо важную роль при этом играет развивающаяся функция слухового и речедвигат ...
Изучение народного искусства в начальной школе на уроках изобразительного
искусства; влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка
В настоящее время многие аспекты освоения народного и декоративно- прикладного искусства в школе изучены достаточно полного и глубоко. Аспекты освоения народного искусства у школьников происходит на уроках декоративного рисования Содержание художественного – эстетического образования, основанное на ...