Согласно методическому письму по вопросам обучения информатике в начальной школе, информатика в начальной школе представлена с 2002/03 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета информатика и информационные технологии основной школы. Здесь необходимо заметить, что в школах г. Нефтеюганска обучение информатике в начальных классах практикуется лишь в классах, обучаемых по специально разработанным программам (Система опережающего обучения Л.В. Занкова, Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, «2100», «Рекорд-старт»), при этом обучение ведется в виде факультативных занятий. Обучение информатике во 2-4 классах рекомендуется проводить учителям начальной школы.
Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.
Задачи обучения информатике в начальной школе:
– познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
– дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
– дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
Практическая составляющая содержание предмета информатика формируется из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы.
Обучение информатике и информационным технологиям можно реализовать несколькими вариантами.
1-й вариант. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках 1 урока в интеграции с предметами. Совместное обучение с такими предметами как математика, риторика, рисование, труд, музыка, окружающий мир в бескомпьютерном варианте обучения возможно реализовать по схеме: 1 урок информатики и использование практических знаний в содержании других предметных уроков. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы. Рекомендуется в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками, рекомендованными для интеграции авторами пособий.
2-й вариант. Организация компьютерной поддержки предмета «Информатика» в рамках одного урока без деления на группы. В этом случае необходимо учитывать наличие компьютеров в начальной школе (например, компьютер учителя или 3-7 компьютеров в классе), электронных средств обучения и готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики.
При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использовать интегрированный подход по схеме первого с использованием 15-минутного компьютерного практикума. В этом случае практические занятия возможно провести несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов – с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.
Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным. При этом компьютер учителя в классе может быть использован как «электронная» доска.
3-й вариант. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках 1 урока. При выборе школой формы обучения информатике с компьютерной поддержкой с использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя информатики школы для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями - учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15 минут. Теоретическая часть для 1-й группы и компьютерная часть урока для 2-й группы соответственно, и наоборот.
При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой и санитарные нормы организации труда детей за компьютером.
Образование, педагогика, воспитание:
Анализ методов, подходов, приемов, средства для развития изобретательских
способностей
Развитие изобретательских способностей студентов – деятельность, основанная на использовании комплекса способов и средств, обеспечивающих выявление и развитие творческих способностей студентов инженерных специальностей. Эти способы и средства следует рассматривать как дополнение к существующей сист ...
Технология изображения пейзажа в зависимости от времени года
Каждое время года обладает в природе своей собственной игрой красок. Возьмем, например, синеву неба. Весной она кажется ясной и прохладной, в жаркие летние дни покрыта легкой дымкой, а ясными осенними днями сияет почти теплой голубизной. Для весенней листвы деревьев характерен свежий сияющий зелены ...
Обобщение экспериментальных
данных по исследуемой проблеме
Теперь перейдем к анализу звукопроизношением детей экспериментальной группы. В данной работе неоднократно подчеркивалась мысль, что внятность произношения детей с нарушенным слухом во многом зависит от качества произношения звуков. Известно, что в речи детей с нарушенным слухом могут быть различные ...