• прочитать опорные слова и словосочетания и назвать тему текста;
• ознакомиться с новыми словами и предположить, о чем идет речь в тексте;
• догадаться по схеме из ключевых слов о содержании рассказа и озаглавить его;
• определить тему текста по иллюстрации;
• прочитать заголовок и сказать, о чем может идти речь в тексте;
• найти в заглавии слово, передающее оценку автора;
После предварительной работы наступает этап прочтения текста (текстовой). На данном этапе важно правильно сформулировать задание к тексту:
• прочитать первый абзац рассказа и сообщить, о чем идет речь (тема);
• прочитать первый абзац рассказа и найти в нем предложение, содержащее основную информацию;
• прочитать рассказ до конца и найти в последнем абзаце предложение, содержащее аргументацию главной мысли (идея);
• прочитать рассказ и назвать слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку;
• указать предложения, наиболее соотносящиеся по смыслу с заглавием;
• прочитать абзац и сформулировать основную мысль одним предложением и др.
Послетекстовый этап работы нацелен на то, чтобы учащийся выразил свое отношение к прочитанному. Целью данного этапа является формирование у учащихся навыков и умений смысловой переработки текста. Применяются текстовые и имитативно-репродуктивные упражнения. Для дальнейшего закрепления материала и мотивации творческой работы учащихся применяются продуктивно-творческие упражнения, а также всевозможные ролевые ситуативные игры.
Учащиеся могут:
• выразить свое согласие / несогласие с приведенными ниже утверждениями;
• распределить данные вопросы в последовательности, которая соответствует содержанию текста;
• выразить главную мысль текста, объяснить его заглавие;
• описать обстановку, в которой жили персонажи;
• рассказать о чувствах и мыслях героя в определенный момент;
• придумать телефонный разговор между героями;
• сказать, совпадает ли его точка зрения с авторской;
• выделить интересную информацию из рассказа и оценить ее и др.
Работа с текстом - письмом зависит от его содержания и в целом похожа на вышеописанные технологии: ответы на вопросы, выбор информации, К послетекстовым заданиям добавляем такое, как «написать ответное письмо». Особенность в работу вносят письма, полученные по электронной почте. В электронном письме происходит произвольный обрыв строк. Учащимся можно предложить следующие задания для в работы в парах \ группах:
Кто быстрее восстановит письмо?
Прочитайте письмо и скажите, о чем в нем идет речь?
Так на уроках формируется информационно-исследовательская культура.
Во внеклассной или индивидуальной работе используются стихи для драматизации, заучивания наизусть и выразительного чтения, художественного перевода.
Образование, педагогика, воспитание:
Методика сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получи ...
Особенности двигательной активности мальчиков и девочек
Для педагога представляет интерес и такая закономерность, как различие в количественном и качественном отношении двигательной активности мальчиков и девочек. Заслуживает внимания и тот факт, что она ниже у вторых и составляет 70 – 80% суточных величин движений первых. Девочки меньше проявляют двига ...
Национальные сказки, их значения для всеобщего развития ребенка
Этнопедагогика народа, создаваемая веками, включает в себя множество элементов, составляющих единую систему воспитания подрастающего поколения. Задача ставилась одна: вырастить человека, способного выжить в этом (часто враждебном) мире. И всё это - через участие в сложной системе религиозных (реже ...