Составление Декларации прав учеников ШНО стало завершающим этапом в моем исследовании – это совместный проект, в котором ученики ШНО выступили как законодатели, проявили свою законотворческую инициативу (после того, как получили определенные знания и умения). Данная Декларация учеников ШНО полностью соответствует принятым в стране и мире документам по правам человека. Таким образом, процесс составления Декларации стал высшим уровнем проявления знаний учащихся по правам человека. На одной из наших бесед с научным руководителем, посвященной обсуждению проектов, присутствовала корреспондент газеты «Советская Чувашия». На мой взгляд, о подобных проблемах необходимо говорить во всеуслышание. И настоящее время о нашей Декларации прав учащихся ШНО знает вся республика.
В процессе исследования я сталкивалась с определенными проблемами равнодушием некоторых учеников к рассматриваемым нами проблемам, нежеланием принимать участие в улучшении школьной жизни. К счастью таких учеников было немного. С ними я пыталась установить диалог, провести индивидуальную работу.
Также я замечала непонимание в отдельных вопросов со стороны некоторых учеников.
Ученики иногда путали понятие «право» и «обязанности», недопонимали процесс гражданского участия. В таких случаях я повторно объясняла или проигрывала непонятные для учеников вопросы, использовала наглядный материал, брала подобные ситуации из реальной жизни.
К сожалению, мне не хватало времени на проведение всех запланированных мероприятий. Разумеется, моё исследование не заканчивается и те занятия, которые я не успела провести, будут проведены в ближайшем будущем.
После проведённых мной внеклассных занятий по формированию гражданской активности ученики ШНО способны грамотно отстаивать свои права, основываясь на приобретенных знаниях. Также ученики ШНО научились связывать права с определёнными обязанностями, осознавать значение обязанностей. Многие решения учеников ШНО, принятые на моих занятиях, были воплощены в жизни. Так, например, права учеников ШНО на получения полного объёма знаний начало реализоваться. Увеличилось количество часов и дополнительных занятий по преподаваемым предметам, повысился уровень качества образования. Также применялись новейшие технологии с целью формирования гражданской активности у учеников ШНО, дала своё начало реализации права учеников ШНО на участие в школьной жизни. Приобретённые знания помогут ученикам ШНО в дальнейшей жизни реализовать себя как личность.
В связи с тем, что в большинстве российских школ учащиеся ШНО изолированы от участия в школьной жизни, государство не принимает мер для решения проблем нарушения их прав в учебных заведениях.
Основной целью моей работы было формирование гражданской активности у учащихся школы надомного обучения. Для этого я провела много практических занятий с учащимися школы надомного обучения. Итогами моей работы стало повышение интереса учащихся к проблемам защиты прав человека, расширение знаний учеников о правах человека.
Многие решения учеников школы надомного обучения, совместно принятые на этих занятиях, были реализованы в жизни. С октября 2008 г. произошло увеличение количества часов в школе надомного обучения по некоторым предметам, которые ученики сочли нужными для углубленного изучения. За первое полугодие 2008–2009 учебного года увеличилось и количество совместных с учениками основной школы внеклассных мероприятий. Администрация школы рассматривает варианты корректирования учебных планов по всем параллелям с учетом потребностей и интересов учеников.
Кроме того, в ходе работы по формированию гражданской активности у детей с ограниченными возможностями, я использовала новейшие технологии, способствовавшие углублению у учеников знаний о правах человека.
Школа – это уменьшенная модель государства и общества. Без активных граждан – учеников и учителей – любая школа развиваться не будет. Иное предполагает равнодушную позицию человека в обществе: нет необходимости самостоятельно решать, думать, делать выбор, брать на себя ответственность. Другими словами, в этой позиции человек всего лишь выполняет приказы своего начальника. А подлинно свободная личность вырастет только тогда, когда каждый участник школьной жизни будет осознавать, что он является гражданином «государства» под названием ШКОЛА, он имеет определённые права и несет определенную ответственность. Гражданин не может быть равнодушен к тому, что происходит вокруг, не может быть сторонним наблюдателем.
Образование, педагогика, воспитание:
Психолингвистическая основа школьного многоязычия
Слово «полилингвизм» происходит от частички poli, что значит по-латыни «много», «множество», и слова lingua – «язык». Полилингвизм определяется, как способность владеть двумя или более языками. Полилингвист – человек, который может общаться как минимум на трех языках. Различают естественный (бытово ...
Технологии личностно-ориентированного подхода в образовании
Понятие «технология» происходит от греческих слов «техно» - искусство, мастерство и «логос» - учение, и переводится как учение о мастерстве. Педагогические технологии, если правильно их использовать, гарантируют достижение того минимума, который определяется государственными стандартами в образован ...
Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции - это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Дейс ...