Составление Декларации прав учеников ШНО стало завершающим этапом в моем исследовании – это совместный проект, в котором ученики ШНО выступили как законодатели, проявили свою законотворческую инициативу (после того, как получили определенные знания и умения). Данная Декларация учеников ШНО полностью соответствует принятым в стране и мире документам по правам человека. Таким образом, процесс составления Декларации стал высшим уровнем проявления знаний учащихся по правам человека. На одной из наших бесед с научным руководителем, посвященной обсуждению проектов, присутствовала корреспондент газеты «Советская Чувашия». На мой взгляд, о подобных проблемах необходимо говорить во всеуслышание. И настоящее время о нашей Декларации прав учащихся ШНО знает вся республика.
В процессе исследования я сталкивалась с определенными проблемами равнодушием некоторых учеников к рассматриваемым нами проблемам, нежеланием принимать участие в улучшении школьной жизни. К счастью таких учеников было немного. С ними я пыталась установить диалог, провести индивидуальную работу.
Также я замечала непонимание в отдельных вопросов со стороны некоторых учеников.
Ученики иногда путали понятие «право» и «обязанности», недопонимали процесс гражданского участия. В таких случаях я повторно объясняла или проигрывала непонятные для учеников вопросы, использовала наглядный материал, брала подобные ситуации из реальной жизни.
К сожалению, мне не хватало времени на проведение всех запланированных мероприятий. Разумеется, моё исследование не заканчивается и те занятия, которые я не успела провести, будут проведены в ближайшем будущем.
После проведённых мной внеклассных занятий по формированию гражданской активности ученики ШНО способны грамотно отстаивать свои права, основываясь на приобретенных знаниях. Также ученики ШНО научились связывать права с определёнными обязанностями, осознавать значение обязанностей. Многие решения учеников ШНО, принятые на моих занятиях, были воплощены в жизни. Так, например, права учеников ШНО на получения полного объёма знаний начало реализоваться. Увеличилось количество часов и дополнительных занятий по преподаваемым предметам, повысился уровень качества образования. Также применялись новейшие технологии с целью формирования гражданской активности у учеников ШНО, дала своё начало реализации права учеников ШНО на участие в школьной жизни. Приобретённые знания помогут ученикам ШНО в дальнейшей жизни реализовать себя как личность.
В связи с тем, что в большинстве российских школ учащиеся ШНО изолированы от участия в школьной жизни, государство не принимает мер для решения проблем нарушения их прав в учебных заведениях.
Основной целью моей работы было формирование гражданской активности у учащихся школы надомного обучения. Для этого я провела много практических занятий с учащимися школы надомного обучения. Итогами моей работы стало повышение интереса учащихся к проблемам защиты прав человека, расширение знаний учеников о правах человека.
Многие решения учеников школы надомного обучения, совместно принятые на этих занятиях, были реализованы в жизни. С октября 2008 г. произошло увеличение количества часов в школе надомного обучения по некоторым предметам, которые ученики сочли нужными для углубленного изучения. За первое полугодие 2008–2009 учебного года увеличилось и количество совместных с учениками основной школы внеклассных мероприятий. Администрация школы рассматривает варианты корректирования учебных планов по всем параллелям с учетом потребностей и интересов учеников.
Кроме того, в ходе работы по формированию гражданской активности у детей с ограниченными возможностями, я использовала новейшие технологии, способствовавшие углублению у учеников знаний о правах человека.
Школа – это уменьшенная модель государства и общества. Без активных граждан – учеников и учителей – любая школа развиваться не будет. Иное предполагает равнодушную позицию человека в обществе: нет необходимости самостоятельно решать, думать, делать выбор, брать на себя ответственность. Другими словами, в этой позиции человек всего лишь выполняет приказы своего начальника. А подлинно свободная личность вырастет только тогда, когда каждый участник школьной жизни будет осознавать, что он является гражданином «государства» под названием ШКОЛА, он имеет определённые права и несет определенную ответственность. Гражданин не может быть равнодушен к тому, что происходит вокруг, не может быть сторонним наблюдателем.
Образование, педагогика, воспитание:
Подготовка и проведение учебно-воспитательного занятия с
применением видеометода
При подготовке к уроку или внеклассному мероприятию, на котором будут применяться технические средства обучения необходимо, прежде всего, ознакомиться с 1) санитарно-гигиеническими требованиями к организации учебно-воспитательного процесса с использованием в нём электронной техники, и 2) действующе ...
Отечественный опыт профильного обучения
Идея создания профильных школ не нова. Реальные гимназии, существовавшие в 19 веке в России, были прообразом будущих школ с профильными классами. Престижные спецшколы советского времени тоже были в определённой степени профильными. И за рубежом практика профильного обучения давно и успешно применяе ...
Характеристика педагогических факторов эксперимента
Сопутствующими (или побочными) факторами называются все те, которые должны быть уравнены, чтобы создать доказательность действия причинного экспериментального фактора. Следует помнить, что они могут оказывать существенное влияние на результаты учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому они дол ...