Золотая педагогика

Компетентностный подход в подготовке специалиста. Государственный образовательный стандарт 3-го поколения

Другое о педагогике » Педагогика высшей школы » Компетентностный подход в подготовке специалиста. Государственный образовательный стандарт 3-го поколения

Страница 6

коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet;

социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;

персональная компетенция – готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.

Этот перечень ключевых компетенций не является исчерпывающим. Он приведен для того, чтобы обогатить понятие компетенция. На примере коммуникативной компетенции видно, чтобы научиться общению, нужно общаться, чтобы пользоваться компьютером, необходимо выполнять определенные действия на нем, чтобы обучиться английскому языку, нужно обеспечить языковую коммуникацию.

Итак, компетенции проявляются в конкретных ситуациях (социальных и профессиональных). Непроявленная компетенция остается потенциальной. В этом ее особенность. Она не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. С определенной долей допущения можно сказать, что компетенции - это интеграция знаний, умений, опыта с социально-профессиональной ситуацией, т. е. с конкретной реальной деятельностью. Знания, умения и опыт определяют компетентность человека; способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации обусловливает компетенцию образованной и профессионально успешной личности.

Компетентностный подход и компетентностная модель специалиста

Компетентностная модель – это образец системы профессиональных компетенций, обеспечивающих единство теоретической и практической готовности специалиста к осуществлению профессиональной деятельности. Как синоним компетентностной модели профессионала-специалиста можно использовать понятие его модели профессиональной компетентности, которая понимается нами как:

- эталонная модель, которая включает компонентный состав, структуру и содержание профессиональной компетентности специалиста;

- инструмент самоизучения и самооценки, используемый как преподавателем, так и обучаемым в аналитико-диагностических и развивающих целях;

- основа становления и развития профессиональной компетентности, возникающей в процессе сопоставления эталонной модели с результатами самодиагностики и саморазвития.

В процессе реализации компетентностных идей в Европе идет опора на TUNING – проект по классификации компетенций. На международном семинаре «Степень бакалавра: что это такое?» рекомендована следующая структура компетенций: универсальные компетенции; междисциплинарные компетенции; компетенции, отражающие специфику предмета; предметно-специализированные компетенции.

В составе универсальных (ключевых) компетенций: - социальные компетенции (умение нести совместную ответственность, обмен информацией, заявление о своих потребностях и интересах, проявление терпимости к другим мнениям и позициям, оказание помощи при необходимости, участие в работе в команде и др.), познавательные компетенции (применение различных приемов и техники учения, определение собственного типа учения, концентрация на учебе или работе, установление связи между межпредметными знаниями, нахождение источников информации и др.), методические компетенции (умение принимать решения, осуществлять решения, выбирать соответствующие методы решения проблемы, определять цели работы, обобщать результаты, оценивать и корректировать планы, определять временной режим работы и др.). В составе профессиональных компетенций – знаниевые компетенции (базовые общепрофессиональные и профессионально-профильные), понимаемые как способность применять знания и умения на практике, и технологические компетенции, включающие в себя понимание взаимосвязи технологических элементов систем, определение требований к качеству производимой продукции и др.

Компетентностная модель профессионала-специалиста создается на основе отражения существенных характеристик и внутреннего строения его профессиональной деятельности и состоит из следующих компонентов:

Рис. 2. Компетентностная модель профессионала-специалиста

На данном рисунке обозначены два блока компонентов:

- личностные, процедурные, оперативные инварианты, которые моделируют восполнение и сохранение личностью достигнутого уровня универсальной компетентности, его актуализацию и реализацию в социуме;

- профессиональные варианты, которые направляют процесс формирования субъектом учебно-профессиональной деятельности достигнутого уровня профессиональной компетенции и его реализацию в профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Образование, педагогика, воспитание:

Экологическая составляющая химического образования
Современная экология – обширный междисциплинарный научный комплекс. Наряду с общей экологией, исследующей отношения организмов и условий среды на уровне особей, популяций, биоценозов и экосистем, этот комплекс включает прикладную экологию и социальную экологию. Столь широкий круг проблем экологии п ...

Роль географических представлений в воспитании дошкольника
Слово "география" по-гречески означает "записи о Земле". Это наука о людях и различных местах на Земле, а также об отношениях между людьми и самой Землей. Земля и ее обитатели постоянно изменяются, поэтому география рассказывает и о том, как происходят эти изменения. Географию м ...

Комплекс упражнений для управления обучением самостоятельному чтению художественных текстов учащихся старших классов и организация контроля
Домашнее самостоятельное чтение и задания связанные с ним дают большие возможности для интеллектуального развития учащихся и повышения мотивации. Самостоятельную работу учащихся с иноязычным текстом следует сделать мотивированной, целенаправленной, управляемой, а процесс контролируемым самими учащи ...

Навигация по сайту

© 2023 Copyright www.ecsir.ru