Поскольку в определении личностно-ориентированного обучения подчеркивается необходимости учета особенностей его субъектов, то для педагога становится актуальной проблема дифференциации детей.
На наш взгляд, дифференциация необходима по следующим причинам:
- разные стартовые возможности детей;
- разные способности, а с определённого возраста и склонности;
- для обеспечения индивидуальной траектории развития.
Традиционно в основе дифференциации лежал подход по принципу «больше-меньше», при котором лишь увеличивался объём предлагаемого ученику материала – «сильные» получали задание больше, а «слабые» - меньше. Такое решение проблемы дифференциации не снимало саму проблему и приводило к тому, что способные дети задерживались в своём развитии, а отстающие не могли преодолеть трудностей, возникавших у них при решении учебных задач.
Создать благоприятные педагогические условия для развития личности ученика, его самоопределения и самореализации помогла технология уровневой дифференциации, которую Бутенко Елена Эдуардовна разработала и применила на своих уроках.
Обобщим способы дифференциации:
1. Дифференциация содержания учебных заданий:
-по уровню творчества;
-по уровню трудности;
-по объёму;
2. Использование разных приёмов организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:
- по степени самостоятельности учащихся;
-по степени и характеру помощи учащимся;
-по характеру учебных действий.
Дифференцированная работа была организована по-разному. Чаще всего учащиеся с низким уровнем успешности, который определялся по методике Э.Ф. Замбицявичене (Приложение Б) и низким уровнем обученности (по выборке школы) выполняли задания первого уровня. Дети отрабатывали отдельные операции, входящие в состав умения и задания с опорой на образец, рассмотренный при ознакомлении на уроке. Ученики со средним и высоким уровнем успешности и обученности – творческие (усложнённые) задания.
Учитель практиковал и контрольные разноуровневые задания, тем самым, повышая требования к оценке знаний, умений и навыков учащегося. При одинаковом объёме материала устанавливался различный уровень требований к его усвоению. Последовательный добровольный выбор учащимися уровня усвоения материала позволил сформировать познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности. В оценке работ Елена Эдуардовна считала главным, личностный критерий, т.е. степень усилий прилагаемых ребёнком для выполнения задания, а также сложность выбираемых заданий.
Приведём фрагмент контрольной работы по теме «Умножение. Переместительное свойство умножения»
Контрольная работа
Цели – проверить усвоение:
· смысла умножения
· переместительного свойства умножения
· математической терминологии
Первый уровень
1. Запиши выражения и вычисли их значения.
· По 9 взять два раза
· По 6 взять девять раз
· 8 умножить на 9
· 9 умножить на 3
· 9 увеличить в 7 раз
2. Вставь пропущенные числа, чтобы равенства были верные.
17 · 4= 4 · □ 0 · 15=15 · □ 29 · 1=1 · □
3. Найди значения выражений.
3 · 9 7 · 9 6 · 9 8 · 9 1 · 9 5 · 9
4.Ломаная состоит из трех одинаковых звеньев по 4 см в каждом. Начерти эту ломаную.
Второй уровень
1. Вставьте знаки: <, >, =.
9 · 2 □ 2+2+2+2+2+2+2+2+2
7 · 2 □ 2+2+2+2
3 · 9+9 □ 9 · 4
7 · 6 □ 7 · 3+7+7+7
2. Запиши выражения и вычисли их значения.
· Первый множитель 3, второй 9
· Произведение чисел 9 и 5
· 8 увеличить в 9 раз
· 8 увеличить на 9 раз
3.Длина ломаной линии записана выражением 2 · 3 (см). Начерти эту ломаную.
Третий уровень
1. Запиши выражения и вычисли их значения.
· Произведение чисел 9 и 3 уменьшить на 8
· Сумму чисел 13 и 25 уменьшить на 9
· Произведение чисел 9 и 5 увеличить на 17
2.Вставь пропущенные знаки действий, чтобы получились верные равенства.
4 · 9=66 □ 30 7 · 9=70 □ 7
9 · 5=51□ 6 9 · 8=60 □ 12
3.Сумма длин сторон квадрата записана выражением 3 · 4 (см). Построй это квадрат.
Расширение субъектных функций обучающихся, как одно из непременных условий личностно-ориентированного подхода предполагало, иной подход к целеполаганию на уроке.
Около 20% педагогов школы, по проведённому нами опросу, считают необязательным обозначение цели на уроках или ограничиваются предельно общими её формулировками («узнать», «познакомиться» и т.п.). Это неверно, прежде всего, с точки зрения рефлексии учащимися итогов учения на уроке в его конце, что является неотъемлемой частью личностно-ориентированного подхода.
Образование, педагогика, воспитание:
Начальный этап обучения
На начальном этапе обучения предпочтение следует отдавать учебным текстам. Иногда для расширения кругозора учащихся можно включать аутентичные тексты. Качество усвоения аутентичного материала может быть повышено использованием определенных упражнений и заданий. Овладение технологией чтения осуществ ...
Методические рекомендации по подбору дидактических игр и руководство ими
Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в них детей, интерес к различным играм и уп ...
Деятельностный подход к речевому процессу в теории А.А. Леонтьева
Явление «речь» в теории А.А. Леонтьева трактуется в зависимости от условий ее осуществления: в обучении иностранному языку – это самостоятельный вид речевой деятельности, обладающий всеми характеристиками деятельности в терминах А.Н. Леонтьева. В коммуникативном и познавательном видах деятельности ...