Золотая педагогика

Компетентностный подход в подготовке специалиста. Государственный образовательный стандарт 3-го поколения

Другое о педагогике » Педагогика высшей школы » Компетентностный подход в подготовке специалиста. Государственный образовательный стандарт 3-го поколения

Страница 1

Учебные цели

1. Знать основные структурные компоненты педагогического процесса в вузе.

2. Знать специфику понятий – компетенция и компетентность,

3. Иметь представление об истории и особенностях компетентностного подхода в профессиональном образовании

Отводимое время – 2 часа

План лекции

1. Современные требования к инженерной деятельности и профессии.

2. История становления компетентностного подхода в мировой педагогике.

3. Понятие компетенций и компетентностей.

4. Компетентностный подход и компетентностная модель специалиста.

Современные требования к инженерной деятельности и профессии

В.Даль: «Инженер – ученый строитель»

Инженер – специалист с высшим техническим образованием, применяющий научно-технические знания для решения технических задач, управления процессом создания технических систем, проектирования, организации производства, внедрения в него научно-технических нововведений.

Категории инженеров

1. «производственник»

Выполняет функции технолога, организатора производства, инженера по эксплуатации

2. «исследователь-разработчик»

Сочетает функции изобретателя, проектировщика и конструктора, участвует в процессе соединения науки с производством.

3. «универсалист»

Инженер широкого профиля, в задачи которого входят организация и управление инженерной деятельностью и создание сложных технических систем.

Цели инженерной деятельности зависят от модели инженерной деятельности, которая востребована в обществе. В качестве основания для выделения модели выступает отношение времени жизни той или иной технологии в сопоставлении со временем жизни специалиста.

Показатель

Сущность показателя

Целевые установки подготовки специалиста

t жизни технол. «много больше» t жизни специалиста

Из поколения в поколение воспроизводятся одни и те же эталонные формы деятельности, люди пользуются одной и той же системой знания

Овладеть системой необходимых умений, навыков. Так как навыки практически не меняются, то и статическая система поддерживающих их знаний носит чисто рецептурный, эмпирический, ненаучный характер. Овладение знаниями-рецептами, нужными умениями и навыками происходит в форме ученичества, путем непосредственного включения ученика в процесс производства.

tжизни технол. больше t жизни специалиста

В рамках неизменной технологии создаются различные средства техни-ческой деятельности, происходит их тиражирование на различные условия эксплуатации. Этот этап можно соотне-сти с этапом технической революции

Знания , умения и навыки, ориентированные на постоянную технологию. Деятельности инженера все больше присущ научный характер. Складывается новая модель его подготовки, ориентированная на формирование вариативной системы научных знаний. Ведущей формой в учебной деятельности становится лекция, которая подкрепляется практическими занятиями. Главным становится Знание и Умение его использовать.

t жизни технол. равно t жизни специалиста

Технологическая перестройка производства.

Этап можно соотнести с этапом научно-технической и научно-технологической революции

Необходимость постоянного пополнения и обновления своих знаний, адаптация к меняющимся условиям профессиональной деятельности. Решение этой задачи возможно двумя путями:

Постоянное пополнение знаний в условиях действия системы повышения квалификации.

Формирование системы деятельности как цели подготовки. Ведущие компоненты процесса подготовки специалиста – логика развития и развертывания системы проф. деятельности.

Ведущие формы и методы обучения - АМО, НИРС, деловые (профессионально-деятельностные) игры. Их подкрепляют традиционные.

t жизни технол меньше tжизни специалиста.

Многовариантное проектирование технологий. Учет социально-значимых целей и ограничений. Этап социально-технологической революции.

Формирование умений перестраивать систему своей профессиональной деятельности с учетом социально-значимых целей и ограничений, формирование некоторых личностных характеристик будущих инженеров как показателей профессиональной готовности человека.

Ведущие формы обучения: АМО, организационно-деятельностные игры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Теория игры. Виды игры
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувств ...

Психологическая характеристика старшеклассника
Особенность этого возраста в том, что "начинается" он с изменения социальной ситуации развития. Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С.Холл, который указал на противоречивость поведения. Как уже отмечалось, что ...

Основные функции и признаки проблемного обучения
Основные функции и отличительные признаки (особенности) проблемного обучения были сформулированы М. И. Махмутовым. Он разделяет их на общие и специальные. Общие функции проблемного обучения: · усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; · развитие интеллекта ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru