Учебные цели
1. Знать основные структурные компоненты педагогического процесса в вузе.
2. Знать специфику понятий – компетенция и компетентность,
3. Иметь представление об истории и особенностях компетентностного подхода в профессиональном образовании
Отводимое время – 2 часа
План лекции
1. Современные требования к инженерной деятельности и профессии.
2. История становления компетентностного подхода в мировой педагогике.
3. Понятие компетенций и компетентностей.
4. Компетентностный подход и компетентностная модель специалиста.
Современные требования к инженерной деятельности и профессии
В.Даль: «Инженер – ученый строитель»
Инженер – специалист с высшим техническим образованием, применяющий научно-технические знания для решения технических задач, управления процессом создания технических систем, проектирования, организации производства, внедрения в него научно-технических нововведений.
Категории инженеров
1. «производственник»
Выполняет функции технолога, организатора производства, инженера по эксплуатации
2. «исследователь-разработчик»
Сочетает функции изобретателя, проектировщика и конструктора, участвует в процессе соединения науки с производством.
3. «универсалист»
Инженер широкого профиля, в задачи которого входят организация и управление инженерной деятельностью и создание сложных технических систем.
Цели инженерной деятельности зависят от модели инженерной деятельности, которая востребована в обществе. В качестве основания для выделения модели выступает отношение времени жизни той или иной технологии в сопоставлении со временем жизни специалиста.
Показатель |
Сущность показателя |
Целевые установки подготовки специалиста |
t жизни технол. «много больше» t жизни специалиста |
Из поколения в поколение воспроизводятся одни и те же эталонные формы деятельности, люди пользуются одной и той же системой знания |
Овладеть системой необходимых умений, навыков. Так как навыки практически не меняются, то и статическая система поддерживающих их знаний носит чисто рецептурный, эмпирический, ненаучный характер. Овладение знаниями-рецептами, нужными умениями и навыками происходит в форме ученичества, путем непосредственного включения ученика в процесс производства. |
tжизни технол. больше t жизни специалиста |
В рамках неизменной технологии создаются различные средства техни-ческой деятельности, происходит их тиражирование на различные условия эксплуатации. Этот этап можно соотне-сти с этапом технической революции |
Знания , умения и навыки, ориентированные на постоянную технологию. Деятельности инженера все больше присущ научный характер. Складывается новая модель его подготовки, ориентированная на формирование вариативной системы научных знаний. Ведущей формой в учебной деятельности становится лекция, которая подкрепляется практическими занятиями. Главным становится Знание и Умение его использовать. |
t жизни технол. равно t жизни специалиста |
Технологическая перестройка производства. Этап можно соотнести с этапом научно-технической и научно-технологической революции |
Необходимость постоянного пополнения и обновления своих знаний, адаптация к меняющимся условиям профессиональной деятельности. Решение этой задачи возможно двумя путями: Постоянное пополнение знаний в условиях действия системы повышения квалификации. Формирование системы деятельности как цели подготовки. Ведущие компоненты процесса подготовки специалиста – логика развития и развертывания системы проф. деятельности. Ведущие формы и методы обучения - АМО, НИРС, деловые (профессионально-деятельностные) игры. Их подкрепляют традиционные. |
t жизни технол меньше tжизни специалиста. |
Многовариантное проектирование технологий. Учет социально-значимых целей и ограничений. Этап социально-технологической революции. |
Формирование умений перестраивать систему своей профессиональной деятельности с учетом социально-значимых целей и ограничений, формирование некоторых личностных характеристик будущих инженеров как показателей профессиональной готовности человека. Ведущие формы обучения: АМО, организационно-деятельностные игры. |
Образование, педагогика, воспитание:
Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции - это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Дейс ...
Учебный комплект по русскому языку авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой,
О.В. Прониной
Начиная с 1997 года, в практику школьного преподавания русского языка в начальных классах вошел учебный комплекс авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. В "Пояснительной записке" программы определена основная цель курса - " развитие личности ребенка на основе формирования ...
Общая характеристика речевого развития младших школьников
Как отмечает Р. С. Немов, «с поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и ...