Учебные цели
1. Знать основные структурные компоненты педагогического процесса в вузе.
2. Знать специфику понятий – компетенция и компетентность,
3. Иметь представление об истории и особенностях компетентностного подхода в профессиональном образовании
Отводимое время – 2 часа
План лекции
1. Современные требования к инженерной деятельности и профессии.
2. История становления компетентностного подхода в мировой педагогике.
3. Понятие компетенций и компетентностей.
4. Компетентностный подход и компетентностная модель специалиста.
Современные требования к инженерной деятельности и профессии
В.Даль: «Инженер – ученый строитель»
Инженер – специалист с высшим техническим образованием, применяющий научно-технические знания для решения технических задач, управления процессом создания технических систем, проектирования, организации производства, внедрения в него научно-технических нововведений.
Категории инженеров
1. «производственник»
Выполняет функции технолога, организатора производства, инженера по эксплуатации
2. «исследователь-разработчик»
Сочетает функции изобретателя, проектировщика и конструктора, участвует в процессе соединения науки с производством.
3. «универсалист»
Инженер широкого профиля, в задачи которого входят организация и управление инженерной деятельностью и создание сложных технических систем.
Цели инженерной деятельности зависят от модели инженерной деятельности, которая востребована в обществе. В качестве основания для выделения модели выступает отношение времени жизни той или иной технологии в сопоставлении со временем жизни специалиста.
|
Показатель |
Сущность показателя |
Целевые установки подготовки специалиста |
|
t жизни технол. «много больше» t жизни специалиста |
Из поколения в поколение воспроизводятся одни и те же эталонные формы деятельности, люди пользуются одной и той же системой знания |
Овладеть системой необходимых умений, навыков. Так как навыки практически не меняются, то и статическая система поддерживающих их знаний носит чисто рецептурный, эмпирический, ненаучный характер. Овладение знаниями-рецептами, нужными умениями и навыками происходит в форме ученичества, путем непосредственного включения ученика в процесс производства. |
|
tжизни технол. больше t жизни специалиста |
В рамках неизменной технологии создаются различные средства техни-ческой деятельности, происходит их тиражирование на различные условия эксплуатации. Этот этап можно соотне-сти с этапом технической революции |
Знания , умения и навыки, ориентированные на постоянную технологию. Деятельности инженера все больше присущ научный характер. Складывается новая модель его подготовки, ориентированная на формирование вариативной системы научных знаний. Ведущей формой в учебной деятельности становится лекция, которая подкрепляется практическими занятиями. Главным становится Знание и Умение его использовать. |
|
t жизни технол. равно t жизни специалиста |
Технологическая перестройка производства. Этап можно соотнести с этапом научно-технической и научно-технологической революции |
Необходимость постоянного пополнения и обновления своих знаний, адаптация к меняющимся условиям профессиональной деятельности. Решение этой задачи возможно двумя путями: Постоянное пополнение знаний в условиях действия системы повышения квалификации. Формирование системы деятельности как цели подготовки. Ведущие компоненты процесса подготовки специалиста – логика развития и развертывания системы проф. деятельности. Ведущие формы и методы обучения - АМО, НИРС, деловые (профессионально-деятельностные) игры. Их подкрепляют традиционные. |
|
t жизни технол меньше tжизни специалиста. |
Многовариантное проектирование технологий. Учет социально-значимых целей и ограничений. Этап социально-технологической революции. |
Формирование умений перестраивать систему своей профессиональной деятельности с учетом социально-значимых целей и ограничений, формирование некоторых личностных характеристик будущих инженеров как показателей профессиональной готовности человека. Ведущие формы обучения: АМО, организационно-деятельностные игры. |
Образование, педагогика, воспитание:
Инновационный процесс и его особенности
Инновационный процесс в сфере образования - это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания. Цель инновационного процесса в образовании - кардинальные изменения сложившихся традиционных элементов образовательной систем ...
Использование познавательных книг математического содержания и рабочих
тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
На протяжении XX в. активно разрабатывались вопросы использования книг с математическим содержанием и рабочих тетрадей с целью обогащения математических представлений дошкольников (Ф. Н. Блехер, 3. А. Михайлова, Л. Г. Петерсон, Е. Я. Фортунатова, Л. К. Шлегер и др.). Условно можно выделить нескольк ...
Общие вопросы методики руководства речевым развитием школьников на уроках
русского языка
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. Изучая язык как систему и овладевая ли ...