Содержание словарной работы на таких занятиях должно быть тесно связано с развитием словаря детей в повседневной жизни Слова, которые получают дошкольники на занятиях, закрепляются, активизируются в процессе игр, бытовой деятельности, общения со взрослыми. Слова, осваиваемые в быту, уточняются, закрепляются на занятиях.
В среднем и старшем дошкольном возрасте в соответствии с программой специальные занятия по первичному ознакомлению с профессиями, как правило, не проводятся. Слова, обозначающие новые профессии, легко осваиваются в процессе той деятельности, где дети сталкиваются с ними.
Так как дальнейшее развитие словаря связано с углублением знаний об особенностях трудовых действий, то и в систему занятий по словарной работе включаются соответствующие занятия. Разновидностями их являются впервые разработанные Е. И. Тихеевой так называемые занятия-осмотры работы взрослых, основной целью которых является вычленение частей, деталей и назначения действий, а также занятия по ознакомлению с их качествами и свойствами.
В основу методики занятий-осмотров положена организация активных действий детей, направленных на вычленение частей производимой работы, их назначения и использования.
Эта активная познавательная деятельность позволяет сделать знания о труде значимыми для ребенка и обеспечивает точное соотнесение слова к части действия, к его детали.
Такие занятия проводятся с детьми третьего, четвертого и пятого года жизни. Набор профессий на этих занятиях может быть различным, но в любом случае труд должен, во-первых, быть значимым для деятельности ребенка, для его ориентировки а окружающем мире, во-вторых, обладать частями, с которыми ребенок должен действовать.
Ход осмотра идет от общего восприятия деятельности, её назначения и названия к выделению частей, деталей и их особенностей. Последовательность вычленения частей диктуется логикой действий с этим видом трудовой деятельности. Так, нельзя знакомить детей с процессом доения коровы, не познакомив предварительно с процессом подготовки дояркой своего рабочего места и мойкой вымени. Основными приемами руководства познавательной и речевой активностью являются отчетливые указания воспитателя, организующие действие, и точные словесные пояснения в случаях затруднений. В связи с тем, что здесь необходимо организовать поочередно активные действия с данным видом деятельности взрослого каждого ребенка, такие занятия проводятся с подгруппами детей и в живом темпе.
Образование, педагогика, воспитание:
Дидактические процессы в предмете физическая культура
Спорт – это значимое социальное явление, несмотря на это он совсем недавно попал в область внимания социологов. До сих пор существует мнение, что он прерогатива спортивных наук. Все же сегодня большинство исследователей согласны с тем, что его нужно изучать не только с точки зрения физкультурной те ...
Профессиональная квалификация педагога
Нормативы и сферы деятельности педагога в принципе неизменяемы, а вот его становление — движение от возможного к действительному, начинаясь с предпрофессионального поиска себя, затем профессионального образования и продолжаясь в ходе работы по специальности, — во всех его аспектах индивидуально, т. ...
Методы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на
уроках биологии
Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. ...