Содержание словарной работы на таких занятиях должно быть тесно связано с развитием словаря детей в повседневной жизни Слова, которые получают дошкольники на занятиях, закрепляются, активизируются в процессе игр, бытовой деятельности, общения со взрослыми. Слова, осваиваемые в быту, уточняются, закрепляются на занятиях.
В среднем и старшем дошкольном возрасте в соответствии с программой специальные занятия по первичному ознакомлению с профессиями, как правило, не проводятся. Слова, обозначающие новые профессии, легко осваиваются в процессе той деятельности, где дети сталкиваются с ними.
Так как дальнейшее развитие словаря связано с углублением знаний об особенностях трудовых действий, то и в систему занятий по словарной работе включаются соответствующие занятия. Разновидностями их являются впервые разработанные Е. И. Тихеевой так называемые занятия-осмотры работы взрослых, основной целью которых является вычленение частей, деталей и назначения действий, а также занятия по ознакомлению с их качествами и свойствами.
В основу методики занятий-осмотров положена организация активных действий детей, направленных на вычленение частей производимой работы, их назначения и использования.
Эта активная познавательная деятельность позволяет сделать знания о труде значимыми для ребенка и обеспечивает точное соотнесение слова к части действия, к его детали.
Такие занятия проводятся с детьми третьего, четвертого и пятого года жизни. Набор профессий на этих занятиях может быть различным, но в любом случае труд должен, во-первых, быть значимым для деятельности ребенка, для его ориентировки а окружающем мире, во-вторых, обладать частями, с которыми ребенок должен действовать.
Ход осмотра идет от общего восприятия деятельности, её назначения и названия к выделению частей, деталей и их особенностей. Последовательность вычленения частей диктуется логикой действий с этим видом трудовой деятельности. Так, нельзя знакомить детей с процессом доения коровы, не познакомив предварительно с процессом подготовки дояркой своего рабочего места и мойкой вымени. Основными приемами руководства познавательной и речевой активностью являются отчетливые указания воспитателя, организующие действие, и точные словесные пояснения в случаях затруднений. В связи с тем, что здесь необходимо организовать поочередно активные действия с данным видом деятельности взрослого каждого ребенка, такие занятия проводятся с подгруппами детей и в живом темпе.
Образование, педагогика, воспитание:
Социальная адаптация ребенка к школе
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка на ...
Виды речевой деятельности, их характеристика
В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Рассмотрим данные виды речевой деятельности подробнее. Речь внутренняя – различные виды использования языка (точнее, языковых ...
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
1) Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только позволит подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. 2) Перед началом упражнений дети разогревают ла ...