Золотая педагогика

Задачи и содержание словарной работы

Другое о педагогике » Задачи и содержание словарной работы

Страница 2

Новые способы нравственного воспитания, разработанные в настоящее время научными сотрудниками, содействуют формированию речевых умений, активизации словаря. Например, при выполнении какого-нибудь коллективного трудового задания рекомендуется разбить детей на небольшие звенья. Выбранный звеньевой рассказывает членам звена о том, как надо работать, а по окончании труда в непринужденной беседе (вне занятий) он отчитывается. Также практикуются краткие отчеты дежурных о своей работе.

Методика развития словаря в процессе наблюдения за трудом взрослых

Реализация программы по словарной работе осуществляется через систему соответствующих занятий. Эта система складывается из занятий трех разновидностей: занятий, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т. п.), занятий, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями), и занятий, решающих задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.

Во всех этих видах занятий развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Отсюда вытекают общие требования к организации и методике проведения занятий:

1. Единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления).

2. Целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятия.

3. Наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности.

4. Единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии.

Работа по формированию словаря начинается с занятий, посвященных первичному ознакомлению с предметами труда. Эту роль выполняют занятия — демонстрации профессий и их изображений, действий с ними, а также игры-занятия типа "Причешем куклу", "Напоим мишку чаем" и т. п.

Основная цель этих занятий — ввести в речь детей названия трудовых специальностей и некоторых действий с ними. Решить такую задачу можно, лишь правильно организовав восприятие. Наиболее эффективными методическими приемами здесь будут те, которые привлекают внимание ребенка к труду, действию, — это неожиданное появление и исчезновение картинок, действия с ними. Название профессии или действия дается тогда, когда внимание ребенка сосредоточено па ней. При этом названия многократно повторяются. В следующем моменте занятия слово должно быть использовано в качестве сигнала, знака данной деятельности. С этой целью обычно создается поисковая ситуация, задается вопрос: где работник? (Где парикмахер? Где ножницы? и т. д.).

Уловив активный поиск ребенком исчезнувшей картинки, воспитатель показывает её вновь. Тем самым слово связывается с самой профессией, её образом, становится "знаемым". Затем педагог стремится вызвать активное подражание — повторение ребенком слова при появлении или исчезновении картинки.

Закрепление слова осуществляется на занятиях, где дети по указанию воспитателя выбирают одни специальности среди других, показывают знакомые профессии (мамину или папину), разнообразно действуют с ними.

По мере развития словаря на третьем и четвертом годах жизни возникает возможность включения в систему работы сюжетных игр-занятий, где демонстрируется ряд трудовых действий, их назначения, действия с ними. На занятиях такого рода педагог включает детей в активные действия.

Привлекая внимание детей к действиям работающих людей, воспитатель активно добивается называния их: предлагает повторить, ответить на вопрос, поощряет говорящих, побуждает говорить детей вместе и порознь.

На занятиях этого вида широко используются игровые приемы: сюрпризность появления трудовых действия (на прогулке увидеть прачечную), игровые действия с ними, а также игровые аксессуары: посылка у почтальона, клумба у садовода, ремонт телевизора и т. п.

Для успешного освоения всеми детьми названий специальностей и действий важна активность каждого, поэтому, чем младше возраст, тем чаще следует организовывать такие занятия и проводить их с подгруппами детей.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Игры, способствующие развитию понимаемой речи
В первом полугодии второго года жизни особое внимание уделяется формированию понимания речи взрослого. В этот период малыш пополняет словарь названиями окружающих предметов и действий с ними, овладевая смысловой стороной речи. Особую роль играет чувственный опыт, получаемый при непосредственном кон ...

Психологическая характеристика старшеклассника
Особенность этого возраста в том, что "начинается" он с изменения социальной ситуации развития. Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С.Холл, который указал на противоречивость поведения. Как уже отмечалось, что ...

Психолого-педагогические основы развития речи
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru