Второе принципиально важное для родителей понятие: каждый ребенок имеет эмоциональный резервуар. Иначе говоря, у него есть определенные эмоциональные потребности, и то, насколько эти потребности ежедневно удовлетворяются (через любовь, внимание, понимание), определяет многое в поведении ребенка (послушный, капризный, веселый). Естественно, чем полнее эмоциональный резервуар, тем положительнее чувства и тем лучше поведение. Ответственность за всё это несут родители.
Родители должны понять, что дети отражают любовь: если ее получают, то они же и возвращают. Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная любовь и возвращается условно (например, ребенок только иногда делает то, что от него хотят родители, когда они выполняют его требования).
Не получая пристального внимания от родителей, дети излишне тревожатся, чувствуют, что все на свете важнее для родителей, чем дети, поэтому отстают в эмоциональном, психическом развитии, хуже контактируют со сверстниками и более замкнуты.
Иногда взаимоотношения между родителями и детьми перерастают в битву противостояния воли и характера. Прежде чем наказать ребенка, родители должны разобраться, что неправильно в их взаимоотношениях и чего они могут ожидать и требовать от своего ребенка. Надо всегда помнить, что недостаток твердости у родителей и незнание границ, а вовсе не любовь и нежность вырабатывают у нас вседозволенность.
Как обычно встречают родители своих детей из школы. Скорее всего, они задают вопрос: «Какие оценки принес?» или « Двоек не нахватал?», а если задать более нейтральные, не оскорбительные вопросы типа «Как прошел день?», « Что хорошего в школе?». Эти вопросы позволяют самим детям определять, что им рассказать, не прибегая к уловкам и лжи. Кстати сказать, детская ложь, связанная с оценками, объясняется страхом перед наказанием или нежелание огорчать родителей. Представьте, дети лгут, терпят наказание, оберегая родителей.
Бесспорно, нелегко дается воспитание. Но не стоит откладывать на потом налаживание отношений, и чем порочнее они станут, тем спокойнее будет в семейном доме. Каждую минуту общения с ребенком стоит помнить, что решающую роль в воспитании все же играет личный пример родителей: если в семье царит вера друг в друга, если родители поддерживают друг друга, радуются и огорчаются друг за друга – дети заражаются этим духом и им успешно дается трудная наука побеждать в жизни.
Говоря с детьми, они говорят о себе и о своем, о том, что по их мнению хорошо, а что плохо. Причем родители это делают с таким нажимом, что результат бывает прямо противоположным тому, какой они ожидают. А если зайти с другой стороны? Поговорить с детьми на равных, дать понять, что старшие любят и уважают их мнение.
Нужно помнить, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому, и родители пример тому». Эту истину знают все, но почему–то предпочитают ее забывать.
Родители должны уважать в своем ребенке личность, стараться прививать любовь к себе на основе дружбы и взаимопонимания. В родителях дети должны видеть не диктатора, а нежно любящего, заботливого друга и наставника в жизни.
Памятка для родителей
Чтобы воспитать Человека
НУЖНО:
- Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
- Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
- Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
- Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
- Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
- Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Нельзя:
- Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
Образование, педагогика, воспитание:
Способность к обучению в школе
Диагностика исследования интеллектуальной готовности детей к школе проводилась с детьми старшей группы д/с 104 г. Твери. Детский сад № 104 Муниципальное образовательное учреждение, имеет 2 категорию развивающего типа. Работает по программе «Радуга», 12 групп. Работа осуществляется по оздоровительно ...
Психолого-лингвистические и дидактико-методические основы обучения чтению
как виду речевой деятельности
В психологической литературе речевая деятельность определяется как "реализация общественно-коммуникативной деятельности людей в процессе их вербального общения". Способами её реализации, или видами речевой деятельности, являются говорение, слушание, чтение и письмо. Как справедливо отмеча ...
Воспитание и организация детей перед занятием
Подготовка детей к занятию, когда их внимание переключается от самостоятельной деятельности к учебной, имеет очень большое значение. Ее следует осуществлять так, чтобы не вызвать у ребенка огорчения из-за прерванной игры, заинтересовать содержанием предстоящего занятия. Основная воспитательная зада ...