Золотая педагогика

Сущность понятия урок в современном ракурсе

Другое о педагогике » Урок истории, как учебное занятие » Сущность понятия урок в современном ракурсе

Страница 1

В данной главе рассматривается и анализируется современный урок истории. Здесь автор анализирует сущность самого понятия урок, рассматривает проблемы связанные со структурой, типом и классификацией современного урока истории. Значительное место в данной главе уделяется проблеме подготовке учителя к уроку истории. АвтоРазбор66.ру: Авторазборка фаворит - https://AutoRazbor66.ru/

На основе реформы 1786 г. и в соответствии с уставом народных училищ в российских школах была введена классно-урочная система преподавания учебных дисциплин.

В каждом классе сидело по сто учеников. Только на первых скамьях что-то слушали и записывали, над всем же остальным пространством обширной классной комнаты стоял во время урока густой гул голосов: гимназисты списывали друг у друга, спорили между собой, менялись, сквернословили; в дальнем углу с печкой, где прижились "камчаточники", играли в карты. Учителя построже перекрикивали этот шум, пускали в ход линейку . Любимой гимназической шуткой было: опоздать всем разом на урок и потом, на глазах разгневанного, и изумленного учителя, входить по одному, гусем, после звонка в класс.

За более чем двухсотлетнюю практику использования классно-урочной системы в России, разработанной Я.А.Коменским в XVII в. и распространившейся по всему миру, она претерпевала и взлеты, и невзгоды. Русский педагог П.Ф.Каптерев, например, предлагал заменить ее предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. После Октябрьской революции вместо уроков проводились лабораторные "студийные" занятия. Тем не менее, урок благополучно дожил до XXI в.

Словари и энциклопедии содержат различные определения термина "урок". Только в современном Словаре русского языка встречается пять трактовок. Это:

"работа, заданная на определенный срок";

"учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию";

"учебное занятие по какому-либо предмету, а также отведенное для него время";

"то, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее";

"вывод, знания, полезные на будущее";

"поучение, наставление".

Советский энциклопедический словарь трактует термин "урок" так: "Основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 45 минут)".

Определяется урок и как "динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся - с классом - по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания. В зависимости от доминирования тех или иных методов и средств один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей. Например: тип урока - объяснение нового материала; виды: урок-конференция, урок-лекция и т. д.".

Таким образом, урок о котором идет речь это "учебное занятие", Основная форма организации при классно-урочной системе обучения. Возможно пришло время применительно к школе термин "урок" заменить на однозначное и полное название - учебное занятие. Тогда лиц изучающих историю не будут смущать такие смысловые противоречия как: звонок на урок, или уроки Великой Отечественной войны.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Использование метода проектов при обучении информатике в начальной школе
Таким образом, раскрыв содержание понятий: «метод», «метод проектов», « проект», «учебная тема», «мышление», «младший школьный возраст» и выявив особенности метода проектов, мы пришли к выводу о том, что использование данного метода на уроках информатики способствует более эффективному усвоению уча ...

Характеристика теоретических подходов к функциям семьи в современном социуме
Семья – необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление, функционирующая как институт воспроизводства человека и его воспитания. Семья является тем социально-культурным образованием, где индивид получает первый опыт организации жизнедеятельно ...

Проектирование и изготовление ветряка
Требования к ветряку. Ветродвигатель должен работать при слабом порыве ветра. Ветряк должен работать при постоянных переменах направления ветра. Лопасти ветродвигателя должны быть изготовлены из тонкого, легкого, упругого материала. Лопасти должны иметь дугообразную форму. Ветродвигатель должен быт ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru