Как уже было сказано выше, педагогическая игра отличается чёткостью постановки цели и соответствующим ей педагогическим результатом. Так же педагогическая игра имеет свою классификацию, которую мы рассмотрим в данной работе.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Приведем классификационные параметры игровых технологий:
1. По уровню применения: все уровни.
2. По философской основе: приспосабливающиеся.
3. По основному фактору развития: психогенные.
4. По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.
5. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН +СДП.
6. По характеру содержания: все виды + проникающие.
7. По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.
8. По организационным формам: все формы.
9. По подходу к ребенку: свободное воспитание.
10. По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.
11. По направлению модернизации: активизация.
12. По категории обучаемых: массовые, все категории.
Остановимся на спектре целевых ориентаций игры.
Дидактические игры направлены на расширение кругозора, познавательную деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие – на воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие – на развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие – на приобщение к нормам и ценностям общества; адаптацию к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляцию; обучение общению; психотерапию.
Таким образом, педагогическая игра имеет свою классификацию и отличается чёткостью постановки цели. Игры делятся по виду деятельности, по характеру педагогического процесса и в зависимости от игровой среды. Помимо этого существуют классификационные параметры игровых технологий, которые включают ряд пунктов. В зависимости от типологии каждая игра имеет свой спектр целевых ориентаций.
Образование, педагогика, воспитание:
Роль картинки в развитии речи детей дошкольного возраста
Особую роль картинки в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е.И. Тихеева. Она описала что картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ...
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
1) Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только позволит подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. 2) Перед началом упражнений дети разогревают ла ...
Особенности социализации детей дошкольного возраста
Зарубежные исследователи выделяют отличительные особенности социализации детей от взрослых (Брим Г., Парсонс Т., Эриксон Э.). Социализация детей связана, по их мнению, с формированием таких регуляторов поведения как ценности, нормы, установки, характеризуется отсутствием критичности, акцент делаетс ...