Эти сведения содержатся в упомянутом Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (ст.12).
Осуществляя деятельность в условиях образовательных учреждений любого уровня, любой формы и подчиненности, социальный работник должен быть осведомлен:
Кто именно, в силу, каких именно причин, и в какой именно социальной помощи нуждается (социальная помощь носит адресный характер);
В какой именно части право человека оказалось ущемленным.
Известно, что главная цель социальной работы - способствовать нормальной жизнедеятельности человека, удовлетворению и гармонизации его социальных потребностей, гармонизации потребностей человека и общества.
В современных условиях в работе различных структур в области социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог:
Оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);
Организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);
Влияние на человека.
Процесс влияния на человека - это процесс педагогического и психологического воздействия.
Цель современного образования в Российской Федерации сводится к созданию системы образования, удовлетворяющей потребности населения в разнообразных образовательных услугах, с учетом склонностей и способностей, на основе широкого использования местных ресурсов, культурных и исторических традиций.
Педагоги понимают под образованием единство трех процессов:
Обучение,
Воспитание,
Развитие,
в специально созданных условиях с целью передачи и усвоения социального опыта.
В целом образование рассматривается как главное условие, при котором индивид усваивает социальную традицию, получает возможность обрести субъектность (ответственное отношение к собственной жизни) и самореализовываться в определенной деятельности.
Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как первостепенное, воспитание ребенка, формирование личности, изменяет свое содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, - это школа, и его работа в школе - особый вопрос.
В настоящее время значительная часть молодежи связывает личный жизненный успех с материальной стороной жизни и не готова рассматривать его как условие для дальнейшего духовного развития собственной личности.
Условия для успешного развития системы образования:
Современная система образования нуждается в духовно развитых компетентных личностях, ибо личность воспитывается личностью, духовность вызывается духовностью.
В современной ситуации общественного развития человеку важно реализовываться в качестве творца собственной судьбы и импровизатора в выборе средств самопознания, самоактуализации, самоосуществления, самопомощи.
Образованным сегодня может считаться человек: который в состоянии воспринять все, что захочет и что ему покажется нужным, не нарушая при этом прав других людей; который знает, как и откуда извлечь нужные ему знания, и каким образом претворить их в четкий план действий.
Социальный работник призван не только выполнить в образовании миссию социального реабилитолога, но и инициировать в нем процесс социальной превенции, обогащая учебно-воспитательные системы образовательных учреждений новейшими социальными технологиями.
Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования зависит:
От возрастных особенностей детей-дошкольников;
От научных представлений о необходимых условиях, способствующих благополучному включению ребенка 3-7 лет в систему.
Предметом заботы социального работника являются:
Потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения.
Когда проблема выходит за рамки компетенции образовательного учреждения, социальный работник вправе (и должен) обратиться в соответствующие полномочные социальные инстанции. В период включения ребенка в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии - физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов - медицинских работников, психолога, социального педагога, милиционера и т.д., - и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия.
Образование, педагогика, воспитание:
Роль грамматики в формировании иноязычной коммуникативной
компетенции
Грамматика является важным аспектом обучения иностранному языку. На основе грамматических законов слова объединяются в словосочетания и предложения, благодаря чему речь приобретает осмысленный характер. Термин «грамматика» объединяет разные понятия. С одной стороны термин «грамматика» означает «осо ...
Урочные формы внеклассной работы
Прогулки, экскурсии и походы имеют большое образовательное и воспитательное значение, поскольку дети знакомятся с природой, родным краем и его достопримечательностями. Эти мероприятия содействуют совершенствованию навыков в ходьбе, беге и играх, закаляют организм и укрепляют здоровье детей, способс ...
Психологические, лингвистические характеристики развития связной речи
дошкольников
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. С.А. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной реч ...