Золотая педагогика

Чтение и анализ рассказов в школе для слабослышащих учащихся

Страница 7

Основное направление в работе с произведениями подобного рода — подведение детей к правильной оценке фактов и поступков, описанных в рассказе. Помощь в этом случае может идти за счет более дробных и подсказывающих вопросов, предварительного анализа жизненных ситуаций.

Например, при чтении рассказа В.А. Осеевой «Печенье» следует в подготовительной части урока разобрать жизненную ситуацию, решить «проблему», например, такую: тебя угостили двумя конфетами; ты пришел домой, а дома — бабушка, мама и маленькая сестренка; как ты распорядишься конфетами? Разбор ситуации, установление того, что хорошо и что плохо, послужат залогом понимания коллизии, описанной в рассказе. В противном случае отсутствие авторской оценки поступков двух мальчиков, хотя и поделивших печенье поровну между собой, но забывших при этом про маму и бабушку, может привести к тому, что школьники, ориентируясь только на слово поровну, одобрят действия обоих братьев.

Для понимания рассказа В.А. Осеевой «Сыновья» целесообразно прибегнуть к ряду дробных вопросов. Вопросы могут быть следующими:

• Что делал сын первой женщины? Помогал ли он маме?

• Что делал сын второй женщины? Помогал ли он маме?

• Чем отличался третий сын от других сыновей?

• Кого можно назвать настоящим сыном?

• Так почему же старик увидел только одного сына?

Поэтапность разбора поведения каждого из сыновей и оценка с помощью подсказывающих вопросов дают возможность снять недоумение учащихся от ответа старика: есть три сына, каждым из которых гордятся матери, а он видит только одного. Так решается противоречие между внешним содержанием и внутренним смыслом рассказа.

Заключая анализ текста, можно спросить у детей: как озаглавлен рассказ, как можно изменить это заглавие?

В старших классах, начиная с 7-го, большинство прозаических произведений представлено повестями, которые даются в сокращении или в отрывках. Методика работы с ними фактически совпадает с методикой чтения рассказов, особенно тех, которые рассчитаны на несколько уроков.

Построение сюжета отдельных глав или произведения в целом может представлять последовательное развитие событий, иметь временное пропуски или расхождение между внешним выражением поступков героев и их внутренним смыслом. Так, в повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» рассказывается о двух офицерах русской армии, попавших в плен, а в заглавии слово «пленник» дано в единственном числе. Разбор глав должен подвести школьников к пониманию того, что хотел сказать писатель названием повести. И здесь важно все: сравнение поведения Жилина и Костылина в различных ситуациях, доказывающее, что активно ведет себя в плену только Жилин; анализ авторских ремарок, свидетельствующих об отношении писателя к своим персонажам. В частности, при чтении третьей главы повести важно обратить внимание учеников на первое предложение: Жил так Жилин с товарищем месяц целый. В предложении речь идет о двух лицах, а глагол стоит в единственном числе. Этот грамматический анализ должен подтвердить тот факт, что живет в плену один Жилин, Костылин — существует: ждет и надеется. Еще раз и более определенно проявляется позиция автора в четвертой главе повести, которая начинается словами Пржил так Жилин месяц, где о Костылине даже не упоминается, как будто его нет совсем.

Такое внимание не только к описываемым действиям и событиям, но и к слову помогает подвести учащихся к осознанию подлинного смысла заглавия, позиции автора и, наконец, к рассуждениям на тему: что в жизни формирует такие характеры, как у Жилина и Костылина?

Таким образом, чтение и анализ произведений разных жанров в школе для слабослышащих разнопланов, включает в себя различные подходы, пути и приемы (подготовка чтения, выполнение иллюстраций к текстам, прослушивание магнитофонной или грамзаписи, пересказ, смысловой анализ произведения, выявление детских впечатлений от чтения, работа над системой образов, выявление авторской позиции).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Образование, педагогика, воспитание:

Становление пейзажа как жанра изобразительного искусства
В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого - воспроизведение естественной или измененной человеком природы. Кроме того, пейзаж - это конкретное художественное произведение в живописи или графике ...

Игровые технологии преподавания происхождения сущности государства и права в современной школе
Игра – это определенная целостная реальность, обязательно как-то соотносящаяся с существующим миром («кусок» жизни). В этой реальности действуют и общаются люди. Соответственно, в процессе игры играющие получают опыт. Составляющими опыта могут быть и знания, и эмоциональные впечатления, и навыки, и ...

Анализ учебно-методических пособий для проведения элективных курсов по математике
В настоящее время литературы, связанной с элективными курсами сравнительно немного, так как данные курсы вошли в жизнь школы сравнительно недавно, и многие учителя (как показал анализ анкет) не проводят их, то есть нет опыта преподавания в данной области. Мы обратились к анализу учебных пособий по ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru