Для определения чувства ритма в программе предусмотрены неложные контрольные задания. Учащийся должен воспроизвести хлопками в ладоши, маршировкой тот или иной ритмический рисунок или суметь отличить тот или иной музыкальный размер.
Наиболее оптимальной для развития чувства ритма – младший школьный возраст, но это не значит, что в среднем и старшем работу по развитию чувства ритма у детей нужно прекратить или уменьшить.
При занятиях ритмикой с учащимися начальных классов в школе VIII вида основное внимание учителя должно быть направлено на развитие пространственной ориентировки и точности движений, причем, как показывают проведенные исследования С.Ю. Юровского (57), чем раньше такого рода упражнения вводятся в занятия, тем более они способствуют коррекции двигательных нарушений.
Таким образом, уроки ритмики в школе VIII вида, а именно музыкально-двигательные упражнения на этих уроках несут несколько другую смысловую нагрузку, чем в массовой школе, а именно: направлены, главным образом, не на способность детей придавать движениям характер, связанный с музыкальным образом, сколько служат средством коррекции имеющихся у умственно отсталых детей психофизических недостатков.
Итак, обобщая результаты нашего теоретического исследования проблемы коррекции психофизических недостатков умственно отсталых детей средствами физического воспитания необходимо особенно выделить следующие концептуальные положения.
А) Нарушения сложных двигательных актов при умственной отсталости, проявляющиеся в недостатках тонкой моторики, определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект – нарушением аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга (Е.М. Мастюкова).
Б) Положение Л.С. Выготского об определенных потенциальных компенсаторных возможностях развития аномальных детей, что подчеркивает необходимость своевременной коррекционной помощи умственно отсталым детям (81).
В) в) Немаловажным, на наш взгляд, является учет положения И.М. Сеченова о взаимосвязи двигательной деятельности и умственной работоспособности.
Г) Н.А. Козленко о том, что эффективное развитие движений возможно при условии соотнесения педагогического воздействия со структурой дефекта, в частности, с характером двигательных нарушений умственно отсталых детей.
Д) Одним из главных средств корреляции двигательных нарушений являются физические упражнения.
Таким образом, изучив и проанализировав труды отечественных олигофрено-педагогов, психологов, медиков, мы пришли к выводу о том, что физическое воспитание в коррекционном образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы учебно-воспитательной работы с умственно отсталыми учащимися.
Физическое воспитание рассматривается нами комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием.
Олигофрено-педагогу же, на наш взгляд, необходимо разобраться в структуре дефекта, знать причины, вызвавшие психофизический недостаток у каждого конкретного ребенка; уровень развития двигательных возможностей, характер двигательных нарушений.
Образование, педагогика, воспитание:
Диагностическое исследования уровня коммуникативной полноценности речи
учащихся 4-х классов
Речь у детей младшего школьного возраста обычно развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не ...
Содержание
учебного материала по теме: “Функциональные ряды”
Содержание лекционных занятий Основные понятия (функциональная последовательность, функциональный ряд, область сходимости функционального ряда, предельная функция, равномерно сходящиеся функциональные последовательность и ряд, мажорантный ряд); Критерий Коши равномерной сходимости функциональной по ...
Техники акварельной живописи
«Сила живописи, как и всякого искусства,— в глубине содержания и совершенстве формы. Только сочетание значительной, передовой идеи и отточенного профессионального мастерства дает подлинное произведение искусства. Если творческое мышление художника является его духовной силой, то техника живописи сл ...