Золотая педагогика

Методика профессионального обучения. Понятия профессии

Другое о педагогике » Методика профессионального обучения. Понятия профессии

Страница 2

Существует два значения профессии: 1 – Благородная профессия учителя (как говорят журналисты), в том числе и преподавателя высшей школы, врача и др.; 2 – в нормативных документах профессия относится только к рабочим (портной, наладчик формовочных и стержневых машин, токарь), к служащим применяется слово «должность», а именно воспитатель детсада, учитель школы и др.

Рассмотрим направления, по которым ведется подготовка всем 7000 рабочим профессиям.

Таблица

в ОКПРДСТР 7000 рабочих профессий

Через систему НПО

Примерно 300 профессий, описаны в документе «Перечень профессий НПО»

На производстве (остальные 6700)

внутрифирменное обучение

корпоративная подготовка (тренинг)

центры подготовки кадров (отраслевые, независимые)

учебные центры ГОСКОМСТАТА

Наиболее серьезная подготовка ведется именно в государственной системе начального профессионального образования, выпускники обладают наивысшей профессиональной мобильностью. Кроме того, в системе НПО обучают наиболее сложным профессиям с продолжительностью 3-4 года (на базе 9 классов).

Специальности – это разновидности профессий, возникают при более глубокой дифференциации труда. При этом разделяются по: выделяются предметы, орудия и способы труда:

предметам труда – портной (легкого платья, детской одежды, верхней одежды и др.);

орудиям труда – кузнец ручной ковки, кузнец на механических молотах;

способам труда – бармен, буфетчик.

В некоторых случаях говорят о специализации. Специализация – это разделение в рамках специальности. Специализации среди рабочих профессий нет, как правило востребован работник широкого профиля, способный выполнять работу в условиях перемен.

Квалификация – это степень овладения профессией. Уровень квалификации у рабочих профессий выражается квалификационными разрядами и существует 8-ми разрядная тарифная сетка. С ростом разряда возрастает и квалификация. Общепринятая 8-ми разрядная сетка применяется не полностью, для разных рабочих профессий по-разному. К примеру, уборщик бывает только 1 разряда, швея может иметь с 3 по 6 разряд, закройщик с 4 по 7 квалификационный разряд. Как правило, квалификация присваивается на основании сдачи нормативов.

Среди служащих квалификация описывается словами и носит сравнительный характер.

Существует документ «Единый тарифный квалификационный справочник» (ЕТКС), в котором содержатся характеристики по каждой рабочей профессии и по каждому квалификационному разряду, всего существует 68 выпусков.

В справочнике даются сведения о том, что должен знать, уметь и выполнять рабочий по конкретной профессии и разряду, по-другому профессионально-квалификационные требования или профессиональная характеристика, а так же приводятся примеры.

Помимо ЕТКС существует профессиограмма. Это документ где более детально изложены профессионально квалификационные требования, а так же детализированы требования к знаниям и умениям. Профессиограмма разрабатывается региональными органами управления образования и не для всех профессий.

Существует еще «Профессиональный стандарт». Данный документ подробно рассказывает о профессиональной квалификации и разрабатывается Министерством труда.

Отметим, что имеются и надпрофессиональные требования, не зависящие от профессии, которые не содержаться вЕТКС, но без которых не обойтись. Это умение работать в коллективе и т.п.

В основном ЕТКС предназначен для тарификации работ (определения тарифной ставки, размера оплаты труда), организации производства. Для организаторов обучения интерес вызывают сведенья о работающем, чему учить. Профессионально-квалификационные характеристики, а так же другие документы служат основой для отбора содержания образования, определяют содержание по подготовке к профессии в общем виде и схематически.

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1 2 

Образование, педагогика, воспитание:

Реализация технологии физического воспитания в работе с детьми 5–6 лет с задержкой психического развития
В РФ действуют специальные образовательные учреждения I-VШ видов. Для обучения и воспитания детей с ЗПР организуются учреждения VII вида: детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад комбини ...

Особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Психолого-педагогический подход к анализу речевых нарушений является приоритетным направлением отечественной логопедии. В рамках этого направления анализируется развитие языка у детей с речевыми нарушениями. Проведенный в 60-х годах лингвистический анализ речевых нарушений у детей, страдающих разны ...

Механизм речи в концепции Н.И. Жинкина
Н.И. Жинкиным выявлено, что порождение и восприятие речи являются процессами поэтапной реализации внутренней программы, которая управляется речевым механизмом. Вне зависимости от трактовки речи как говорения или как процесса общения посредством говорения и слушания, закономерности функционирования ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru