Способность проецировать норму на конкретную ситуацию и видеть конкретное через призму нормы – совершенно уникальная способность, возникающая именно в сфере права и базирующаяся на особом типе мышления (критическое мышление). Этот тип мышления обеспечивает анализ ситуаций открытого типа: в них нет эталонного решения, они связаны не только с традиционными мыслительными операциями, но и с ценностным выбором, с признанием множественности правильных решений. Материал для его развития присутствует и в других социально-гуманитарных науках, в первую очередь в некоторых областях философии. Но принципиальное отличие правовых курсов состоит в том, что мышление в них формируется внутри практических действий по анализу ситуаций, то есть формируется как сторона практического сознания.
Работа детей с правовым материалом становится условием развития особых языковых средств выражения собственных мыслей. Развитие речи – особая задача школы, она решается при работе с любым учебным материалом, если он оформлен вербально. Но в сфере права требуется развернутая аргументация своих мыслей, использование особых речевых средств для усиления воздействия на слушателя, выстраивание и вербальное оформление сложных многоуровневых логических заключений. Особая правовая риторика, конечно, недостижима в школе, но знакомство с лучшими ее образцами, пробы самостоятельной организации сложных речевых периодов – все это может и должно открыться ребенку в виде возможности построения собственного действия.
Таким образом, работа с учебными курсами основ государства и права обеспечивает развитие у ребенка представлений о себе, отношения к себе и сообществу людей, усвоение общепринятых и выработку личных ценностных ориентаций, правил и норм поведения, способов действия в обществе, а также развитие мышления и речи.
Образование, педагогика, воспитание:
Педагогическая технология приобщения детей к истории
и культурному наследию родного города
В науке имеются различные трактовки и определения «культуры». Культура рассматривается нами как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а так ...
История развития акварельной живописи
Акварель – одна из самых сложных и загадочных техник. Секрет ее, на первый взгляд, достаточно прост: растворенные в воде очень мелко растертые частицы пигмента создают прозрачный красочный слой, проницаемый для световых лучей, которые, отражаясь от белой поверхности бумаги, повышает интенсивность з ...
Понятие умственной отсталости, причины недостатков интеллектуального
развития
Термином «умственная отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения ЦНС. Умственная отсталость (УО) - это форма патологического развития личности в целом. В определении УО учитывается три критерия: психологический ...