Золотая педагогика

Выявление уровня полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста

Другое о педагогике » Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста » Выявление уровня полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста

Страница 3

Некоторые из работ представлены нами в Приложении 2, 3, 4, 5, 6, 7.

2. Беседа с детьми.

Для беседы с каждым ребёнком нами был составлен «Вопросник» (Приложение 8). Беседа направлена на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности, роли и занятости мужчины я женщины в семье, их социальном статусе, об основных чертах внешности и поведения. Также в ходе беседы изучались представления дошкольников о культуре общения мальчиков и девочек. В беседе совершенствуется речевая активность детей и осуществляется попытка привлечения внимания детей к половым и возрастным различиям людей. При анализе учитывалось понимание ребенком роли мужчины и женщины. Использовались вопросы из полустандартизированного интервью Кагана и серии вопросов предложенных И. П. Шелухиной.

Из 25 (100%) опрошенных детей у 5 (20%) выявлен низкий уровень знаний об образе мужчины и женщины. У детей наблюдается неустойчивость пола, его обратимость, т.е., дети допускают возможность превращения в мальчика или девочку; наблюдается неустойчивое эмоциональное отношение к себе; отсутствие представлений о своих будущих социальных функциях в семье и обществе; неопределённые представления об особенностях поведения, внешних отличительных признаках мальчиков и девочек.

К низкому уровню отнесены знания Артёма Д., Даши, Артура, Жаннеты.

Дети затруднялись с ответом на вопрос: «Чем отличаются мальчики и девочки?». Им требовалось уточнение вопроса: «А одинаково ли одеваются мальчики и девочки?», «Одинаковые или разные у них причёски?» и т.п. Жаннета не смогла назвать ни одного отличительного признака мальчика от девочки.

Ответы детей были скудными, короткими - например, «У девочек длинные волосы». Особенные затруднения возникли, когда Артур вспомнил, что у Кати короткая стрижка.

В вопросе о выполняемой роли в семье мужчины и женщины дети также ограничивались короткими ответами или отвечали «не знаю». Например, Артём Д. на вопрос: «Чем дома занимается мама?», «Есть ли у неё какие-либо обязанности по дому?» ответил лишь, - «Гладит». Названные профессии не смог дифференцировать на мужские и женские. Из героев мультфильмов, которым присущи мужские или женские качества назвал только Человека-паука.

Представления среднего уровня выявлены у 14 (56%) детей. Эти дети знают, что пол необратим, т.е. нельзя из мальчика превратиться в девочку и наоборот; имеют знания о том, как ведут себя мальчики и девочки и называют некоторые их отличительные признаки (одежда, некоторые качества, особенности поведения); называют некоторые функции мужчины и женщины в семье.

Андрей Т., Андрей К., Вика, Дима М., Славик, Эвелина, Сюзанна и другие дети называли достаточно полно функции и обязанности мужчины (папы) в семье - ремонтирует, приносит деньги, строит, носит тяжести, помогает маме и др. Мама готовит кушать, стирает, убирает, заплетает косички, а также помогает папе. Смогли назвать профессии присущие мужчинам (строитель, летчик, директор, милиционер и др.), женщинам (женщина работает в магазине, в больнице, парикмахер, воспитательница).

Вадик, Дима Н., Лёня, Никита, называли некоторые признаки внешности и характера присущие мальчикам и девочкам (мальчики - сильные, защитники девочек, одевают брюки и рубашку, а девочки - добрые, заботливые, стройные, одевают платья, юбки). Интересно было высказывание Лёни: «Всё дома делает только мама, а папа целыми днями только деньги зарабатывает, а вечером постоянно отдыхает».

Эрик, Соня Р., Соня Ш. с интересом останавливались на вопросе о героях сказок, мультфильмов где встречаются смелые, сильные мужчины, скромные и добрые женщины. Дети называли достаточно известные им мультфильмы: «Русалочка», «Золушка». В основном перечислялись женские роли, среди мужских выделили только «Человек-паук».

У 6 (24%) детей исследуемой группы выявлен высокий уровень сформированности полового образа, о чём свидетельствуют их знания и понимание необратимости своего и противоположного пола; они испытывают эмоционально положительное отношение к себе; знают многое о полоролевых функциях мужчины и женщины в семье; имеют представления об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их полоролевого поведения, а также представления о социальном статусе мужчины и женщины.

Знания Артёма Ф., Арины, Кати, Максима, Миланы и Софьи достаточно сильно отличались от знаний детей даже среднего уровня. Дети называли существенные отличительные признаки мужского и женского поведения, внешние признаки. Объясняли, поясняли свои ответы. Приводили примеры собственных наблюдений за своими родителями, друзьями.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Анализ результатов исследования особенностей звукопроизношения
На первом этапе нашего исследования мы провели исследование звукопроизношения. Анализируя полученные данные по исследованию звукопроизношения, мы выявили, что у детей экспериментальной группы нарушено звукопроизношение у всех детей (100%). Все данные о дефектах произношения мы поместили в таблицу. ...

Методические требования к художественным текстам для домашнего чтения на старшей стадии обучения учащихся иностранному языку
Для успешной организации процесса обучения самостоятельному чтению представляется важным рассмотреть требования к текстам. Основу типологической общности текстового материала для домашнего чтения на средней стадии обучения иностранному языку, на наш взгляд должны составлять требования к: 1) жанру, ...

Особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Психолого-педагогический подход к анализу речевых нарушений является приоритетным направлением отечественной логопедии. В рамках этого направления анализируется развитие языка у детей с речевыми нарушениями. Проведенный в 60-х годах лингвистический анализ речевых нарушений у детей, страдающих разны ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru