Золотая педагогика

Механизм речи в концепции Н.И. Жинкина

Страница 1

Н.И. Жинкиным выявлено, что порождение и восприятие речи являются процессами поэтапной реализации внутренней программы, которая управляется речевым механизмом. Вне зависимости от трактовки речи как говорения или как процесса общения посредством говорения и слушания, закономерности функционирования ее механизма не изменяются. Речевой механизм реализуется как саморегулирующаяся система парных этапов (звеньев), в которой одно звено определяет функционирование другого. Пара образует единое звено на каждом следующем уровне реализации речевого процесса.

На первом уровне процесс осуществляется перцептивно-моторным звеном, которое функционирует благодаря эквивалентности слухового и произносительного механизма. Перцептивно-моторный этап осуществляется синхронным действием энергетической, голосовой и произносительной систем человека, в которых саморегулируются: при восприятии – акустическая статика, и слоговая динамика, и при произнесении – статичность положения языка, губ при артикуляции звука, и динамика слогоделения непрерывного речевого потока. Речевой динамикой слоговедения регулируется модуляция энергии на каждом произносимом звуке. Из речевого потока слуховой анализатор вычленяет статические единицы речи - форманты звука, тождественные для всех носителей языка. Форманты образуют в долговременной памяти фонемную решетку, которая выполняет смыслоразличительную функцию в процессе восприятия.

Постоянство статических элементов и изменчивость динамических индексов кодируются в долговременной памяти как единое целое. При произнесении звука в зависимости от его места в системе динамических индексов он произносится с соответствующей силой, высотой и длительностью в каждой из слоговых позиций.

Саморегуляция соотношений динамических индексов отдельных звуков в слогах создает слуховой образ нормативной структуры звуковой формы слова, которая сохраняет тождество в процессе динамических перестроек, в результате чего слово узнается при восприятии.

В процессе слоговой динамики усиление и ослабление формант изменяется, но сохраняется их словоразличительная функция как фонем, благодаря чему форманты переосознаются или видоизменяются.

В этом состоит саморегулировка двух звеньев, в единстве образующих звуковую структуру слова и его значение. Звуковая структура слова усваивается в слоговой динамике, а фонемное значение входит в индивидуальный опыт в результате статики семантического тождества и различения звуковых структур слова. Таким образом, в единстве осуществляется целостный аналитико-синтетический процесс.

На следующем уровне речевого механизма саморегулируется соотношение звуковых структур отдельных слов и слоговых перестроек всех слов во фразе, образуя в долговременной памяти новый ряд или уровень интонем. Саморегулировка процессов порождения и понимания интонационного оформления высказывания формируется благодаря устойчивости интонем и их коррелятивности речевыми ситуациями, в которых происходит усвоение. При речепорождении артикуляционный процесс, включенный в слоговедение, коррелирует с интонационно-динамическими модуляциями, квантирующими речевой поток. Однако, при нарушении слоговой динамики, регулирующей энергию и правильность артикуляции, речь становится либо дефектной, либо прекращается, поэтому динамика слогоделения составляет необходимое условие речепроизводства.

Сформированная в памяти фонемная решетка (эталон) представляет собой упорядоченные по фонемным правилам константные признаки звуков, являющиеся основой исходных элементов речи – слов. Звуковые признаки, не совпадающие с фонемной решеткой, не получают подкрепления и выпадают из отбора. Фонемная решетка в долговременной памяти отражает языковую статику, включая набор признаков звуков для каждой фонемы, которые не обладают динамическими индексами.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Повышение компетентности педагогов в области интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. отмечается: «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательном ДОУ и школе по месту жительства». По статистическим данны ...

Трудности социальной адаптации одаренного ребенка
Многочисленные исследования показывают преимущества одаренных детей в когнитивной сфере, они свидетельствуют также о том, что дети с необычайно высоким интеллектуальным коэффициентом сочетают в себе черты социальной привлекательности, физического и психологического здоровья, эффективного лидерства ...

Цели современного образования. Современные образовательные парадигмы
Учебные цели Выявление мнений различных социальных групп применительно к целям высшего образования. Изучение сущности традиционной и гуманистической образовательных парадигм. Определение своего места в парадигмальном пространстве. Отводимое время – 2 часа Структура занятия Вступительное слово. Ввод ...

Навигация по сайту

© 2021 Copyright www.ecsir.ru