Н.И. Жинкиным выявлено, что порождение и восприятие речи являются процессами поэтапной реализации внутренней программы, которая управляется речевым механизмом. Вне зависимости от трактовки речи как говорения или как процесса общения посредством говорения и слушания, закономерности функционирования ее механизма не изменяются. Речевой механизм реализуется как саморегулирующаяся система парных этапов (звеньев), в которой одно звено определяет функционирование другого. Пара образует единое звено на каждом следующем уровне реализации речевого процесса.
На первом уровне процесс осуществляется перцептивно-моторным звеном, которое функционирует благодаря эквивалентности слухового и произносительного механизма. Перцептивно-моторный этап осуществляется синхронным действием энергетической, голосовой и произносительной систем человека, в которых саморегулируются: при восприятии – акустическая статика, и слоговая динамика, и при произнесении – статичность положения языка, губ при артикуляции звука, и динамика слогоделения непрерывного речевого потока. Речевой динамикой слоговедения регулируется модуляция энергии на каждом произносимом звуке. Из речевого потока слуховой анализатор вычленяет статические единицы речи - форманты звука, тождественные для всех носителей языка. Форманты образуют в долговременной памяти фонемную решетку, которая выполняет смыслоразличительную функцию в процессе восприятия.
Постоянство статических элементов и изменчивость динамических индексов кодируются в долговременной памяти как единое целое. При произнесении звука в зависимости от его места в системе динамических индексов он произносится с соответствующей силой, высотой и длительностью в каждой из слоговых позиций.
Саморегуляция соотношений динамических индексов отдельных звуков в слогах создает слуховой образ нормативной структуры звуковой формы слова, которая сохраняет тождество в процессе динамических перестроек, в результате чего слово узнается при восприятии.
В процессе слоговой динамики усиление и ослабление формант изменяется, но сохраняется их словоразличительная функция как фонем, благодаря чему форманты переосознаются или видоизменяются.
В этом состоит саморегулировка двух звеньев, в единстве образующих звуковую структуру слова и его значение. Звуковая структура слова усваивается в слоговой динамике, а фонемное значение входит в индивидуальный опыт в результате статики семантического тождества и различения звуковых структур слова. Таким образом, в единстве осуществляется целостный аналитико-синтетический процесс.
На следующем уровне речевого механизма саморегулируется соотношение звуковых структур отдельных слов и слоговых перестроек всех слов во фразе, образуя в долговременной памяти новый ряд или уровень интонем. Саморегулировка процессов порождения и понимания интонационного оформления высказывания формируется благодаря устойчивости интонем и их коррелятивности речевыми ситуациями, в которых происходит усвоение. При речепорождении артикуляционный процесс, включенный в слоговедение, коррелирует с интонационно-динамическими модуляциями, квантирующими речевой поток. Однако, при нарушении слоговой динамики, регулирующей энергию и правильность артикуляции, речь становится либо дефектной, либо прекращается, поэтому динамика слогоделения составляет необходимое условие речепроизводства.
Сформированная в памяти фонемная решетка (эталон) представляет собой упорядоченные по фонемным правилам константные признаки звуков, являющиеся основой исходных элементов речи – слов. Звуковые признаки, не совпадающие с фонемной решеткой, не получают подкрепления и выпадают из отбора. Фонемная решетка в долговременной памяти отражает языковую статику, включая набор признаков звуков для каждой фонемы, которые не обладают динамическими индексами.
Образование, педагогика, воспитание:
Игры с использованием обобщающих слов
Общая цель для всех игр этого раздела – учить детей понимать обобщающие слова и использовать их в своей речи. Важно
, играя в эти игры, делать акцент на обобщающие слова: «Все это мебель (посуда, одежда и т.д.). Покажи где мебель (посуда, одежда и т.д.). Скажи – мебель (посуда, одежда и т.д.)». Или ...
Виды пальчиковых игр
У новорожденного ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом, малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Пальчиковые игры интересны и ...
Психолингвистические требования к методике обучения
английскому языку как второму иностранному
Введение второго иностранного языка в школе означает, что образование становится многоязычным: родной язык, первый иностранный, второй иностранный образуют уникальное лингвистическое явление - триглоссию. Вместе с тем, поскольку обучение любому языку неразрывно связано с культурой страны изучаемого ...