Опорным для нас является понятие «пол», рассматриваемое как совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мальчиком и девочкой (Д.Б. Колесов, Н.В. Сельверова, Л.Г. Татарникова). Пол - первая категория, в которой ребёнок осмысливает себя как индивидуальность.
Дошкольный возраст - период интенсивной полоролевой социализации, формирования представлений ребёнка о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентации.
Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Исходя из определения Г.М. Андреевой, половая социализация – это процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение связанное с полом социального опыта по мере вхождения в социальную среду, систему социальных связей лиц мужского и женского пола, а с другой – активное воспроизводство индивидом системы взаимоотношений полов в процессе активной деятельности, включения в эти взаимоотношения. Этот процесс, замечает Г.М. Андреева, имеет двусторонний характер: индивид пассивен в том смысле, что он воспринимает и запечатлевает предлагаемое обществом и культурой, и активен в том смысле, что активно применяет воспринимаемое и преобразует его в собственные ценностные установки и ориентации.
Л.И. Столярчук даёт следующее определение. Полоролевая социализация - специально организованная педагогическая деятельность, связанная с исполнением половых ролей, овладением умениями и навыками соответствующего поведения, соответствующего мужской (женской) «самости», культурой взаимоотношений людей. Социализация осуществляется на основе представлений о поведении, чувствах, эротических свойствах мужчины и женщины, которые изменяются вместе с развитием общества.
«Половая роль, - по мнению И.С. Кона, - модель социального поведения, специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского и женского пола».
Полоролевая социализация - неотъемлемая часть общего процесса социализации, которая, как отмечает Арутюнова Л.А., включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентации, а также форм поведения, соответствующего полу". Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.
Половая идентификация - осознание ребёнком себя как представителя определённого пола, усвоение образцов поведения, характерных для мужчин и женщин, включается в общий процесс социализации дошкольника. Формирование половой идентичности является результатом сложного процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания (Л.В. Градусова, Т.А. Репина, А.А. Чекалина, Н.В. Лисенко).
Важно отметить, что половая идентичность включает и научение посредством наблюдения, но отличается от простого подражания тем, что при идентификации усваиваются не отдельные акты поведения, а комплексный интегрированный образец поведения; идентификация происходит спонтанно, без прямого подкрепления; поведение, приобретённое в процессе идентификации, довольно стабильно; идентификация основывается на интимной личной связи с моделью (П.Массен).
К 5 годам, как утверждают В. Е. Каган, Д.Н. Исаев, ребёнок формирует половую идентичность не на номинативном уровне, а как единство переживаний и ролевого поведения. К этому времени ребёнок понимает, что пол – это навсегда, но в восприятии ребёнка дистанция между ним и взрослыми людьми его пола значительно больше, чем между ним и сверстниками другого пола. Вот почему так необходимо именно в среднем дошкольном возрасте строить работу по полоролевому воспитанию уже не на бытовом уровне, как провозглашается в исследованиях, а на более возвышенном – ценностном отношении к мужчине и женщине.
Белкин А.И. считает, что «в норме половая идентификация протекает естественно, как само собой разумеющееся и не требует активности сознания». Отсюда можно определить задачу педагогов – обеспечить условия для нормального развития половой идентификации.
Половая дифференциация – это определение себя от представителей противоположного пола, проявляющееся в совокупности генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол.
В изучении половой дифференциации существуют две теории. Первая – теория социального научения, согласно которой ребёнок пассивен в процессе усвоения пола. Вторая – когнитивно-генетическая теория – основывается на том, что «представления ребёнка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального упражнения, а возникают в результате активного структурирования ребёнком собственного опыта. На начальных этапах полового развития выделяются три процесса половой дифференциации и идентификации:
Образование, педагогика, воспитание:
Пассивные методы обучения на уроках информатики
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством о ...
Анализ программ и учебников по русскому языку для 1 - 4 классов
В настоящее время в школах осуществляется обучение русскому языку по вариативным авторским программам. Нами были проанализированы учебно-методические комплексы по русскому языку для начальных классов авторов Т.Г. Рамзаевой, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой. Пр ...
Характеристика программы развития общения со сверстниками у детей старшего
дошкольного возраста посредством игры
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил разработать программу развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры. Целью развивающей программы является развитие общения старших дошкольников со сверстниками посредством игры. Цель программы п ...