Золотая педагогика

Понятие и сущность полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста

Другое о педагогике » Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста » Понятие и сущность полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста

Страница 4

1) ребёнок узнает, что существует два пола;

2) он включает себя в одну из двух категорий;

3) на основе самоопределения руководит своим поведением, выбирая и предпочитая его формы.

Эти теории не противоречат одна другой. Скорее всего, они раскрывают разные аспекты процесса половой социализации, поэтому мы считаем целесообразным ориентироваться на то, что половая дифференциация осуществляется благодаря генному наследию ребёнка, с помощью наущения и воспитания, базирующегося на основных принципах системно-структурного, комплексного и деятельностного подходов.

Полоролевая социализация, половая идентичность способствуют формированию полоролевого поведения. Существуют разные трактовки данного понятия: поведение, реализующее социальные, нормативные ожидания, определяющие, чем должны или не должны заниматься мужчины и женщины (И.С. Кон); поведение, свойственное человеку определенного пола при выполнении им различных социальных ролей (Р.С. Немов); социальное поведение, реализующее комплекс ожиданий, стереотипов, требований, адресуемых обществом представителям мужского или женского пола (В.Е. Каган). Применительно к старшему дошкольному возрасту, поло-ролевое поведение понимается как особая модель социального поведения, отражающая систему представлений о своём половом образе, проявляющаяся в различных ситуациях, в деятельности, в способах взаимоотношений девочек и мальчиков, обусловленных эталонами мужского и женского поведения (Т.А. Репина, Н.Е. Татаринцева).

Процесс полоролевой социализации ребёнка, формирование его поло- ролевого поведения протекает при прямом участии взрослых, которые осуществляют воспитание девочек и мальчиков. В последние годы в педагогике стало использоваться понятие полоролевое воспитание. Данное понятие рассматривается в основном применительно к подростковому и старшему школьному возрасту. Связано оно у подростков с формированием психологического пола, представлений о «мужественности» и «женственности», подготовкой их к будущей семейной жизни (Д.В. Колесов, Л.Н. Тимощенко, Т.И. Юферева, А.Г. Хрипкова и др.).

Л.И. Столярчук рассматривает полоролевое воспитание как относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика, юноши и девушки в ходе их полоролевой социализации, воспитание культуры отношений одного пола к другому, развитие способности к реализации полоролевого репертуара, овладение умениями и навыками соответствующего поведения.

Применительно к дошкольникам чёткого определения данного понятия пока нет. Однако представляется важным выявить специфику полоролевого воспитания детей 5лет в изменившейся социокультурной ситуации.

Радзивилова М.А. полагает, что целенаправленная педагогическая деятельность по развитию личности мальчиков и девочек, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции), направленная на овладение детьми полоролевым репертуаром, навыками соответствующего полоролевого поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующая позитивной полоролевой социализации, рассматривается как полоролевое воспитание.

Остановимся более детально на задачах, содержании и принципах полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. Также, на наш взгляд,

будет немаловажным определить другие факторы, кроме полоролевого воспитания, влияющие на полоролевую социализацию мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Страницы: 1 2 3 4 

Образование, педагогика, воспитание:

Специфика и средства полового воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста
Проблема полового воспитания включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качест ...

Коммуникативно-прагматические составляющие межкультурной компетенции
К числу значимых тенденций, особенно характерных для современной эпохи, относится тенденция к глобализации. Для большинства людей глобальность – не состояние, а потенциал. В начале XXI в. человечество существует не в мировом обществе без границ, но во множестве параллельных, пересекающихся реальнос ...

Основные принципы внеклассной работы
Условием успешной реализации регионального компонента образованием является его кадровое и научно - методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экол ...

Навигация по сайту

© 2022 Copyright www.ecsir.ru