Золотая педагогика

Понятие умственной отсталости, причины недостатков интеллектуального развития

Страница 1

Термином «умственная отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения ЦНС.

Умственная отсталость (УО) - это форма патологического развития личности в целом. В определении УО учитывается три критерия:

психологический, т.е. снижение познавательной деятельности;

клинический, т.е. органическое поражение ЦНС;

педагогический, т.е. трудности в обучении.

Различная структура дефекта вызывает различные виды (или степени) УО. Наиболее многочисленную группу среди УО детей составляют дети, УО которых является ведущим синдромом олигофрении, т.е. дети - олигофрены. Следует обратить внимание на то, что понятие «УО ребенок» неравнозначно понятию «олигофрен» понятие «умственно отсталый» является более общим. Оно включает в себя олигофрению и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального недоразвития.

Олигофрения - это форма умственного и психического недоразвития, возникающее в результате поражения ЦНС (и в первую очередь коры головного мозга) ребенка в период до 3х лет жизни. Если же те или иные вредности или болезни поражают детей сравнительно старшего возраста, возникают более определенные специфичные для каждой болезни особенности психики. Т.е. в подобных случаях речь может идти о состояниях близких к олигофрении. Нужно отметить, что олигофрения не является названием какой-либо определенной болезни. Олигофрения - это клинически разнородная группа.

Причины олигофрении:

1. Экзогенные (внешние):

различные инфекционные заболевания матери в период беременности

(вирусные заболевания, краснуха, болезнь Боткина и др.);

заражение плода паразитами, попавшими в организм матери

(токсоплазмоз);

различные родовые травмы (асфиксии).

2. Эндогенные (внутренние):

патологическая наследственность (венерические заболевания, УО родителей и т.д.);

нарушение хромосомного набора (хромосомная аберрация);

нарушение эндокринной системы (фенилкетонория);

несовместимость состава крови матери и ребенка по резус-фактору и др.

При всем разнообразии причин, вызывающих олигофрению для нее характерны следующие особенности. Во-первых, диффузное, «тотальное» поражение коры больших полушарий головного мозга. Во-вторых, при олигофрении имеет место не только количественное (диффузное поражение всей коры больших полушарий), но и качественное нарушение нейродинамических процессов в коре головного мозга. В третьих, для олигофрении характерен ранний срок поражения ЦНС и последующее прекращение заболевания, т.е. психическое развитие ребенка происходит на неполноценной, дефективной основе, но длительного течения заболевания нервной системы у ребенка нет и он практически здоров.

По глубине дефекта УО при олигофрении традиционно подразделяется на три степени: дебильность (самая легкая), имбецильность (более глубокая) и идиотия (наиболее тяжелая).

Коэффициент интеллектуальности при дебильности (IQ) составляет 50-70. Психическое развитие взрослых дебилов соответствует развитию ребенка 8-12 лет. В зависимости от уровня интеллектуального недоразвития выделяют выраженную, среднюю и легкую дебильность.

Наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении, с которой чаще всего приходится сталкиваться при отборе детей во вспомогательные школы. Дети с олигофренией в степени дебильности составляют основной контингент учащихся вспомогательной школы и количественно - подавляющее большинство ее учащихся.

При отсутствии осложняющих факторов обнаруживаются достаточные старательность и работоспособность. Относительная сохранность эмоций, их более выраженная дифференцированность облегчают выработку самоконтроля.

И, тем не менее, дебильности присущи все компоненты олигофренического недоразвития интеллекта.

Мышление имеет наглядно-образный характер. Подлинное образование понятий оказывается недоступным. Очень слаба способность к отвлечению и обобщению. Плохо понимается смысл прочитанного. Правильно воспринимая предметы и их изображения, дети, страдающие дебильностью, затрудняются в их сравнении, установлении существующих между ними внутренних связей. Это наглядно проявляется в эксперименте с сюжетными картинками, серией последовательных изображений, в операциях на классификацию.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Создание положительного эмоционального фона на уроке
Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащихся, проявляемого ими интереса к упражнению, в ...

Анализ результатов исследования общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось в МОУГ № 4 г. Тулы (курсы подготовки к школе) Выборку составили 20 детей старшего дошкольного возраста, по 10 человек в экспериментальной и контрольной группах. Список детей в экспериментальной и контрольной группах представлен в таблице 3. Таблица 3 Список детей в эксперим ...

Первые научные исследования на Ставрополье по физике и математике
С расширением сети вузов и формированием системы всеобщего среднего обучения усиливались требования, предъявляемые к качеству образования. 23 июня 1936 г. вышло постановление СНК и ЦК ВКП (б), в котором говорилось, что только те вузы могут дать подготовленных специалистов, которые наряду с учебной ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru