Детские игры чрезвычайно многообразии по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. Так, Е.А. Аркин классифицирует игры в соответствии с их содержанием (военные, на бытовые темы, производственные). П.Ф. Лесгафт положил в основу классификации возрастной принцип, хоть и разделяет игры на "семейные" или "имитационные" и школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, правила. Наиболее часто в педагогике имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами (Д. З. Менджерицкая, Т. Л.Маркова и др.).
А.П. Усова, предложила классифицировать по характеру объединения детей в играх. Исследователями Центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца предложена классификация, в которой в качестве основы выдвигают категорию "инициативы", исходящей от субъектов игры (Таблица 1).
Таблица 1.
Классы |
Виды |
Подвиды |
Игры, возникающие по инициативе ребенка |
Игры-экспериментирования |
С природными объектами, с животными и людьми. Общение с людьми, со специальными игрушками для экспериментирования |
Сюжетные самодеятельные игры |
Сюжетно-отобразительные Сюжетно-ролевые Режиссерские Театрализованные | |
Игры, связанные с исходной инициативой взрослого |
Обучающие игры |
Автодидактические предметные Сюжетно-дидактические Подвижные Музыкальные Учебно-предметные дидактические |
Досуговые игры |
Интеллектуальные Забавы Развлечения Театральные Празднично-карнавальные Компьютерные | |
Игры народные, идущие от исторических традиций, относа |
Обрядовые игры |
Культовые Семейные Сезонные |
Тренинговые игры |
Интеллектуальные Сенсомоторные Адаптивные | |
Досуговые игры |
Игрища Тихие Забавляющие Развлекавшие |
С точки зрения отношения детей к игре выделяют 6 типов поведения и соответственно 6 видов игр дошкольников.
1. Неигровое поведение: ребенок не играет, но занят чем-то таким, что вызывает у него быстро проходящий интерес.
2. Игра-наблюдение: ребенок наблюдает, как играют другие, часто задает им вопросы, что-то советует, но сам редко вступает в игру.
3. Игра в одиночестве: ребенок играет е игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми.
4. Параллельная игра: ребенок играет один, однако е непосредственной близости от других играющих детей.
Образование, педагогика, воспитание:
Проблема отбора содержания экспериментальных уроков
Основная трудность, с которой сталкиваются учителя в школах при изучении исторических персоналий, - это отсутствие систематизированного исторического материала и методических рекомендаций. При отборе исторического материала мы старались опираться на литературу, доступную для школьных учителей. Нами ...
Система методов проблемно-развивающего обучения
В этой системе методы обучения группируются по нескольким основаниям: по уровню проблемности; по видам деятельности учителя (методы изложения преподавателя - монологическое, показательное, диалогическое; методы организации самостоятельной учебной деятельности учащихся - эвристический, исследователь ...
Особенности работы на пленере
Любая картина начинается с идеи, с замысла. Художник наблюдает разные состояния природы, делает зарисовки и этюды на пленере. Важность работы на пленере невозможно переоценить. Этюды и рисунки с натуры были обязательной частью подготовки художников прошлых веков. Е.И Репин и Ф.А. Васильев видели в ...