5. Изменение возрастной структуры студентов в сторону дальнейшего повзросления в условиях перехода к информационному обществу, открывающему просторы для реализации концепции пожизненного обучения. Данная концепция получила всемерную поддержку международных организаций и большинства национальных европейских правительств. В этой связи стал приемлемым переход к более гибким вариантам индивидуальных студенческих программ обучения. Они могут складываться на основе зачета (накопления) предшествующих периодов образования, полученных в различных вузах и даже по различным учебным программам. Это способствует снятию как междисциплинарных, так и национальных граней в высшем образовании. страна между францией и испанией
Суть Болонской Декларации и последовавшего за ней целого ряда важных документов – Парижской Декларации, Лиссабонской Конвенции, Пражского и Берлинского Коммюнике и др., точно отражают конкретные принципы преобразований, сформулированные в них для стран-участниц Болонского процесса на ближайшие годы. Основными их них являются следующие:
1. Принятие системы общепонятных и легко сопоставимых уровней (степеней) высшего образования с выдачей единого Приложения к Диплому (Diploma Supplement) в целях содействия трудоустройству европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской высшей школы.
2. Введение двухцикловой (начиная с Берлинской конференции – трехцикловой) структуры высшего образования (бакалавр-магистр-доктор доктор философии). Обучение на первом уровне должно занимать не менее 3-х лет, на втором – 1-2 года, на третьем – 3-4 года. При этом степень, получаемая по окончанию первого этапа, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации.
3. Внедрение единой системы учета объемов учебной нагрузки - системы зачетных единиц (кредитов) для поддержки широкомасштабной студенческой мобильности.
4. Создание целостной системы обеспечения качества образования, т.е разработка сопоставимых критериев и методологии оценки качества образования. В частности, предлагается систематическая «подстройка» образовательных программ под реальные требования рынка труда, смещение акцента в критериях качества образования с содержания учебных программ, длительности обучения на оценку конечного продукта, т.е. на степень готовности выпускников к практической деятельности, их конкурентоспособность.
5. Стимулирование мобильности и создания условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования и исследователей. Предполагается, что благодаря выполнению первых трех условий существенно увеличиться возможности студентов, преподавателей, ученых в течение жизни учиться и работать в разных университетах Европы.
6. Усиление «Европейского измерения» в высшем образовании, что означает объединение академических ресурсов и культурно-образовательных традиций в целях разработки и реализации интегрированных образовательных программ, создание дополнительных учебных модулей и курсов с европейским содержанием и ориентацией, а также разработки совместных исследовательских программ.
7. Повышение привлекательности европейских вузов, призванных стать открытыми для всех регионов мира, являться органической составляющей международного академического сотрудничества, в котором доминируют подлинные академические ценности;
Инструментами Болонского процесса, обеспечивающими научно-академическую мобильность, являются единая форма приложения к диплому (c 2005 года), общеевропейская система перевода зачетных единиц (ECTS) и рамка EVROPASS, обеспечивающая прозрачность квалификаций.
В основу ECTS положены три элемента: информация о программах обучения и результатах работы студента, соглашение между вузами – партнерами и студентом, обозначение объема работы студента. ECTS, как таковая, никак не регулирует содержание, структуру и эквивалентность программ обучения. Кредиты ECTS – это мера работы студента, указывающая на то, какая часть годовой работы приходится на данный учебный модуль.
Комплект документов EUROPASS (Портфолио EUROPASS) позволяет гражданам в понятной, четкой и ясной форме представлять результаты своего обучения учебным заведениям, работодателям и др. В EUROPASS входят 5 документов: резюме и языковой паспорт EUROPASS, которые заполняются самим гражданином, и три документа, заполняемых компетентными организациями: Приложение к свидетельству об образовании, Приложение к диплому и документ EUROPASS-мобильность. Портфолио EUROPASS и входящие в него документы должны будут отражать уровни квалификации обладателя с использованием их описаний по ЕСК.
Хронология событий: решения и результаты реализации позиций Болонской декларации
Дата |
Место проведения |
События |
1 |
2 |
3 |
18 сентября 1988 год |
Болонья, Италия |
Всеобщая хартия университетов |
25 мая 1998 год |
Париж, Франция |
Принятие Совместной Декларации по гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования министрами образования Франции, Италии, Германии и Великобритании |
Март 1999 года |
Веймар, Германия |
Встреча генеральных директоров ЕС и руководства Советов ректоров европейских стран для обсуждения проблем аккредитации и оценки в высшем образовании |
Май 1999 года |
Копенгаген, Дания |
Публикация отчета «Тенденции в высшем образовании – I» по заказу CRE, конфедерации советов ректоров стран, входящих в EU, и при финансовой поддержке ЕС |
18-19 июня 1999 года |
Болонья, Италия |
Первая встреча европейских министров, отвечающих за высшее образование и принятие совместной декларации |
31 января 2000 года |
Лиссабон, Португалия |
Встреча наблюдательного комитета |
8-10 февраля 2001 года |
Лиссабон, Португалия |
Семинар «Аккредитация/Придание законной силы» |
14-15 февраля 2001 года |
Берлин, Германия |
Национальный семинар по вопросам Болонского процесса |
16-17 февраля 2001 года |
Хельсинки, Финляндия |
Международный семинар «Университетские степени короткого цикла» |
1-3 марта 2001 года |
Упсала, Швеция |
Неформальная встреча европейских министров, отвечающих за образование и научные исследования |
2-4 марта 2001 года |
Мальё, Швеция |
Международный семинар «Транснациональное образование» |
10 марта 2001 года |
Антверпен, Бельгия |
Семинар фламандского сообщества по проблемам Болонского процесса |
10-12 марта 2001 года |
Антверпен, Бельгия |
Семинар студентов Европы «Воплощение в жизнь Болонской декларации» |
13-14 марта 2001 года |
Белград, Югославия |
Национальный семинар по проблемам Болонского процесса |
22-25 марта 2001 года |
Гетеборг, Швеция |
Принятие Гетеборгской конвенции конференций Ассоциации национальных студенческих союзов в Европе |
29-30 марта 2001 года |
Саламанка, Испания |
Конференция европейских высших учебных заведений и образовательных организаций, принятие совместного документа |
9 апреля 2001 года |
Стокгольм, Швеция |
Встреча Группы управления в Болонском процессе |
21 апреля 2001 года |
Брюссель, Бельгия |
Встреча Совета Ассоциации европейских университетов |
26 апреля 2001 года |
Брюссель, Бельгия |
Встреча в расширенном составе группы, готовящей рекомендации по Болонскому процессу |
Апрель 2001 года |
Хельсинки, Финляндия |
Публикация отчета «Тенденции в высшем образовании – II» при финансовой поддержке ЕС и ЕТF |
6-8 мая 2001 года |
Хальмштад, Швеция |
Встреча генеральных директоров ЕС и руководителей Совета ректоров европейских стран |
10-16 мая 2001 года |
Братислава, Словакия |
Международный семинар и 40-я встреча Совета Ассоциации национальных союзов студентов в Европе |
17 мая 2001 года |
Прага, Чехия |
Встреча в расширенном составе группы, готовящей рекомендации по Болонскому процессу |
18-19 мая 2001 года |
Прага, Чехия |
Встреча европейских министров, отвечающих за высшее образование |
Июнь 2001 года |
Рига, Латвия |
8-я совместная встреча в рамках сетей ENIC и NARIC и принятие документа «Признание результатов (обучения) в Болонском процессе» |
5-8 декабря 2001 года |
Тампере, Финляндия |
13-я ежегодная конференция EAIE, в большей своей части посвящена Болонскому процессу |
1-2 марта 2002 года |
Брюссель, Бельгия |
Болонский процесс: Зона европейского высшего образования: перспективы и развитие для сельскохозяйственных и связанных с ними наук; компетенция выпускников |
11-12 апреля 2002 года |
Лиссабон, Португалия |
Международный семинар «Вопросы признания в Болонском процессе» |
31 мая 2002 года |
Стокгольм, Швеция |
Меморандум Министерства образования и науки. Совместные степени в рамках Болонского процесса |
25-26 марта 2002 года |
Москва, Россия |
Международный семинар «Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования» |
2-3 декабря 2002 года |
Санкт-Петербург, Россия |
Международный семинар «Интеграция Российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы» |
10-12 марта 2003 года |
Екатеринбург, Россия |
Международная научная конференция «Опыт международного сотрудничества Российских университетов: Болонский процесс и концепция модернизации образования» |
2003 год |
Грац, Австрия |
Вторая конференция представителей европейских высших учебных заведений и образовательных организаций |
19 сентября 2003 года |
Берлин, Германия |
Третья встреча европейских министров, отвечающих за высшее образование |
4–6 ноября 2004 года |
Варшава, Польша |
Международная конференция «Новые поколения стратегических документов и законов в сфере высшего образования» |
19–20 мая 2005 года |
Берген, Германия |
Коммюнике конференции европейских министров высшего образования «Европейское пространство высшего образования – достижение целей» |
28–29 апреля 2009 года |
Левен, Луве-ла-Нев, |
Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование «Болонский процесс 2020 – европейское пространство высшего образования в новом десятилетии» |
5–8 июля 2009 года |
Париж, Франция |
Всемирная конференция по высшему образованию «Новая динамика высшего образования и научных исследований для изменения и развития общества» |
Образование, педагогика, воспитание:
Функции, методы и формы социальной работы в школе
В условиях школы применяются различные смежные подходы, имеющие границы и зоны воздействия, в которых проявляются те или иные воздействия социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты, где социальная работа должна ослабить свои позиции в пользу других служб. Социальная служба в школе ...
Коррекционно-развивающее значение уроков ритмики в
школе для детей с нарушением интеллекта
Занятиям ритмикой в школе VIII вида уделяется большое внимание, особенно со школьниками начальных классов. Естественно, в разные годы по программе «Физическая культура» для учащихся вспомогательных школ включались те или иные аспекты занятий ритмикой, в основном, для школьников начальных классов. И ...
Воспитание детей со сложными сенсорными нарушениями
Причинами появления у детей таких сложных и даже множественных врожденных нарушений могут быть различные вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция и др.). Возможными причинами появления детей с множественными врожденными пороками развития остают ...