Золотая педагогика

Теоретические основы преподавания живописи пейзажа акварелью

Страница 2

При обучении пейзажной живописи нужно ставить определенные задачи – изучение характера формы изображаемых объектов, передача перспективы, освещения и колорита.

При работе над пейзажем разнообразие технических приемов и путей живописного решения натуры в акварели может быть неисчерпаемым. Тот или иной прием в акварели должен органически зависеть от конкретной задачи. Так в маленьком акварельном этюде И.И. Левитана «Зима» хорошо видно, как большое снежное пространство с определенной по силуэту плоской растительности и отсутствие мелких форм подсказали свободное, обобщенное решение, выполненное в акварели за одно – два покрытия.

Особенностью пейзажной композиции является то, что в отличие от портрета или фигуры, центральное место в ней могут занимать дали. Передача пространственной глубины составляет одну из задач пейзажа. Крупные деревья или постройки на первом плане часто помещают фрагментарно, когда видны только их части. Иногда прибегают к «кулисному» изображению, размещая части деревьев или построек у краев листа бумаги с правой и с левой стороны. Плохо, если в композиции пейзажа будет много прямых линий, параллельных горизонту. Лучше все выбирать такую точку зрения, когда горизонтальные границы форм предметов направлены в глубину картины. Это помогает пространственному решению пейзажа. Для этого нужно подробно изучить законы линейной перспективы. Значительную роль играет тональное решение композиции, то есть распределение больших пятен темных и светлых тонов. Решающее значение при установлении тональных отношений в пейзаже имеет характер освещения. Солнечный свет может освещать пейзаж сбоку, спереди или сзади. Если солнце находится справа или слева от зрителя, то самого светила не видно. Падающие тени имеют горизонтальное направление, параллельное нижнему краю картины.

Если солнце находится перед зрителем, то оно может быть или изображено на картине, или находится выше верхнего края рамки. Чаще всего художники избегают изображение солнца, только менее яркое солнце, в час восхода или заката, иногда изображается в живописных произведениях. Падающие тени при таком освещении направлены к зрителю, а предметы видны силуэтно. При компоновке пейзажа часто используют разницу в освещении первого плана и далей, например, первый план берут в глубокой тени, а дальний план ярко освещают. Предметы на первом плане изображают четко, с резкими контрастами светотени.

На дальнем плане предметы сливаются в туманной дымке, так как воздух не вполне прозрачен, притом степень этой непрозрачности различна в разную погоду. Светлые тона на большом удалении становятся несколько темнее, а тени более легкими, так что тональности их сближаются.

Распределение основных цветовых отношений так же неразрывно связано с этими явлениями воздушной перспективы. Белые предметы при ярком солнечном освещении, на расстоянии изменяя цвет, несколько желтеют, затем розовеют, а тени синеют. Теплые тона ассоциируются с передним планом, холодные – с более дальним.

Страницы: 1 2 

Образование, педагогика, воспитание:

Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
Логическим итогом технологии конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога. Сами подходы к планированию учебной и внеучебной деятельности школьников обусловлены су ...

Параметры, позволяющие диагностировать развитие креативности в процессе музыкального школьного образования
Креативность является научно установившейся категорией в психологической науке. Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности (творческости). Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики. ( ...

Выявление нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта
Практическое исследование проводилось на базе Черновской специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида г. Читы. В исследовании принимали участие ученики второго класса с интеллектуальными нарушениями (8 - 9 лет) в количестве 10 человек. Цель практического исследования - изучить особенност ...

Навигация по сайту

© 2021 Copyright www.ecsir.ru