В учебник "Русский язык" (4 класс) Р.Н. Бунеева и др. включено всего 5 заданий, направленных на работу над словами, близкими и противоположными по значению: на нахождение в контексте синонимов и антонимов, на подбор противоположных по значению слов, на составление предложений с антонимами и систематизацию слов по близости значения.
В этом учебнике уделяется значительное внимание знакомству со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов и антонимов.
Таким образом, в 4 классе продолжается работа над словами-синонимами и словами-антонимами, но количество упражнений, предполагающих наблюдения над данными лексическими единицами, с нашей точки зрения, недостаточно.
Анализ учебно-методического комплекта по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой,О.В. Прониной с точки зрения характера проводимой работы над словами, близкими и противоположными по смыслу, позволяет сделать следующие выводы:
- теоретический материал дан в большом объеме, чем в учебниках Т.Г Рамзаевой, вводятся термины "синонимы" и "антонимы"; включены сведения о роли синонимов и антонимов в тексте;
- лексические задания отчасти иллюстрируют связь синонимии, антонимии и многозначности, но количество таких заданий невелико;
- тренировочные упражнения с лексическими заданиями направлены, в большей степени, на выработку умений подбирать слова-синонимы или антонимы и находить эти лексические явления в текстах;
- лексический материал неравномерно распределен по различным темам, что не позволяет систематически проводить семантическую работу по формированию представлений о системном характере словарного состава языка.
Образование, педагогика, воспитание:
Содержание подготовки детей к школе
Готовность к обучению в школе предполагает необходимый уровень физического развития ребенка, позволяющий ему быстро адаптироваться к школьным нагрузкам: увеличению продолжительности уроков и их количеству, отсутствию дневного сна, иному режиму питания и т. д. Нагрузка на уроках в школе предполагает ...
Классификация педагогических игр
Как уже было сказано выше, педагогическая игра отличается чёткостью постановки цели и соответствующим ей педагогическим результатом. Так же педагогическая игра имеет свою классификацию, которую мы рассмотрим в данной работе. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов иг ...
Общие вопросы методики руководства речевым развитием школьников на уроках
русского языка
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. Изучая язык как систему и овладевая ли ...