Золотая педагогика

Метод проектов и его значение при обучении информатики в начальной школе

Другое о педагогике » Метод проектов и его значение при обучении информатики в начальной школе

Метод проектов привлёк внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко. Но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году МП был осужден. С тех пор в России не предпринимались попытки возродить этот метод в школах. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма у спешно развивался, где идеи гуманистического подхода нашли широкое распространение и приобрели широкую популярность. «Все, что я познаю, знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания, я могу применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическим знанием и прагматическим умением.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного метода (предмета). Метод – это дидактическая категория.

Это совокупность приемов, операций овладения определенной области практического или теоретического знания, в той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем ввиду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которые учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется осязаемыми: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если этот метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов. Они позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентаций этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов по самой своей сути. Умение пользователя методом проектов показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века.

Говоря о проектном обучении, мы имеем ввиду не только метод проектов, называемый нами «методом учебных проектов» для подчеркивания того, что проекты используются в образовательных целях. Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащихся, то есть научить школьника проектированию.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

Он возник в 1929 годы нашего столетия в США, его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образования, разработанными американским философом и педагогом Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Джордж Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям и собственную заинтересованность в приобретенных знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. Учитель может подсказать новые источники информатики или просто направит мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получит реальный результат. Решение проблемы таким образом приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем реализации методов проекта претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной системой образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающею решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Объект исследования

– методы обучения информатике в начальной школе.

Предмет исследования

– изучение возможностей метода проектов в преподавании информатики начальной школы.

Цель исследования

– изучение влияния использования метода проектов на усвоение учебного материала в начальной школе.

Задачи

:

1. Проанализировав литературу, познакомиться со спецификой метода проектов.

2. Дать оценку современного использования метода проектов и перспектив его применения в преподавании информатики.

3. Разработать методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании информатики.

Гипотеза

– использование метода проектов на уроках информатики способствует более эффективному усвоению учащимися учебного материала.

Такой подход к проблеме предполагает использование следующих методов: изучение литературы по данной проблеме, анализ и синтез, обобщение, систематизация; эксперимент, который направлен на использование метода проектов на уроках информатики, измерение наблюдение, опрос.

База исследования: МОУ «Миньковская средняя общеобразовательная школа». В исследовании принимали учащиеся 4 класса в количестве 9 человек.

Практическая значимость заключается в том, что разработан комплекс лабораторных работ, выполнение которых позволит достичь более высоких результатов в планировании и создании проекта.

Данная работа может быть полезна учителям информатики, студентам педагогических колледжей.

В своей работе мы опирались на труды таких ученых, педагогов и психологов как: Джордж Дьюи, Л.С. Выготский, Я.А. Каменский, М.Н. Скаткин и другие. Так же опиралась на мнение учителя географии г. Уфа О.И. Гизатулинной.

Образование, педагогика, воспитание:

Роль паузального членения фраз
Правильное членение речи с помощью пауз служит одним из существенных факторов, способствующих внятности речи глухих детей. В то же время умение расчленять речь паузами на фразы, а фразы на синтагмы помогают глухим понимать речь окружающих и читаемый текст. Вместе с тем наблюдение показывает, что уч ...

Понятие и критерии педагогических технологий
Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает более широкое распространение в теории обучения. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения педагогическ ...

Система высшего и послевузовского образования в мире
Учебные цели 1. Знать основные мировые модели высшего и послевузовского образования; 2. Уметь оценивать положительный опыт в подготовке научно-педагогических кадров зарубежных стран применительно к российской высшей школе. Отводимое время – 2 часа План лекции 1. Краткая характеристика систем профес ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru