Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи.
При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в них детей, интерес к различным играм и упражнениям, возможности участия в игре.
Исследования показали, что детей дошкольного и младшего школьного возраста особенно детей испытывающих трудности в обучении математике, в дидактической игре и занимательных упражнениях больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием, двигаются, играют с мячом и т.д. Им нравятся такие игры, как «Расставь матрёшек по росту» (дидактический материал – кукла матрёшка), «Разложи кольца» (дидактический материал – башенка из колец) и т.д.
С большим интересом дети принимают игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации, например, игры «Магазин», «У нас в гостях матрёшки», «Школа» и т.д. В этих играх они «играют» определённые роли. Роли увлекают их, а увлечённые игровой ситуацией и выполняемой ролью, они не заметно для себя решают учебные задачи.
Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например, к играм «Что изменилось?», «Который по счёту?», и т.д. С интересом учащиеся воспринимают игры «Лабиринт», «Арифметическое лото», «Занимательные квадраты», игры на задумывание и угадывание чисел, например: «Угадай, какое число я задумал?», «Какой ответ должен получиться?» и т.д.
Планируя систему уроков по математике по той или иной теме, учитель заранее подбирает дидактические игры. При выборе игр необходимо учитывать, чтобы математическое, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели урока, было посильно всем учащимся и служило максимальной активизации их мыслительной деятельности.
Важно соблюдать и определённую последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудными математическими заданиями должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их подведения.
«Зная, что у дошкольников и младших школьников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а следовательно и к одной даже очень полезной игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами – одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранить ещё некоторое время интерес к уже знакомой учащимся игре». При выборе дидактических игр следует учитывать не только обучающую задачу игры, но и её воспитывающую роль.
Известно, что младшие школьники легко возбудимы, быстро отвлекаются, с трудом можно сосредоточить их внимание на главном. Поэтому в урок не следует включать такие игры, которые бы дезорганизовывали урок, были излишне шумными. Лучше подбирать игры, которые служили бы дисциплинарным средством, воспитывали выдержку, терпение.
Следует учитывать, что любая дидактическая игра, включённая в урок математики или проводимая в свободное от занятий время, должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний предусмотренных программой по математике, не только развивать математические способности, но и выполнять коррекционную задачу.
Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр и занимательных упражнений на уроках математики в младших классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое количество арифметических действий, упражнений, тренируются в счёте, сравнивают множества и т.д.
Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьно возраста на данном конкретном уроке.
Образование, педагогика, воспитание:
Особенности обучения младших школьников
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде в ...
Функции, методы и формы социальной работы в школе
В условиях школы применяются различные смежные подходы, имеющие границы и зоны воздействия, в которых проявляются те или иные воздействия социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты, где социальная работа должна ослабить свои позиции в пользу других служб. Социальная служба в школе ...
Дидактические материалы и методика их использования
Дидактические материалы подразделяются на: а) фабричные (самостоятельные и контрольные работы по 4-6 вариантам); б) самодельные: карточки для индивидуальной работы (для сильных и слабых учеников), карточки для фронтальной работы, карточки для устного счёта. Назначение “Дидактических материалов”: по ...